Резко накалившаяся ситуация вокруг ядерной программы Ирана наполняет особым смыслом это протокольное на первый взгляд переназначение. Демонстрируя такую преемственность, Москва дает понять, что не собирается менять акценты в развитии двухсторонних связей с Ираном, а будет придерживаться ранее избранных приоритетов и принципов: открытое, в полном соответствии с требованиями МАГАТЭ, содействие Тегерану в развитии мирной атомной энергетики при неуклонном соблюдении режима нераспространения ядерного оружия и технологий двойного назначения.
Конкретных сроков своей первой поездки в Иран Кириенко пока не называет, говорит, что поедет туда "не с пустыми руками, а по мере готовности". Он напомнил о ранее сделанном из Москвы предложении создать на территории России совместное предприятие по обогащению урана для нужд строящейся атомной станции в Бушере и других АЭС, если они в обозримом будущем появятся у исламской республики. Кириенко вновь подтвердил, что во главу сотрудничества должна быть поставлена безопасность и гарантии режима нераспространения. "Предложение, которое сделала Россия, - это серьезный вклад в выработку возможных механизмов политического урегулирования", - считает он.
Что касается непосредственно АЭС в Бушере, там, по словам главы Росатома, ведутся работы по утвержденному графику. Как уточнили накануне в компании "Атомстройэкспорт", на достройке энергоблока сейчас занято около 3700 российских специалистов. Среди которых, добавлю от себя, довольно много граждан Украины. Основными исполнителями строительных работ являются иранские организации, а монтажных, наладочных и эксплуатационных работ - российские. "Работы на площадке Бушерской АЭС осуществляются в штатном режиме, - успокоили встревоженных родственников руководители "Атомстройэкспорта". - Оснований для прекращения работ и эвакуации российских специалистов нет".
В феврале, по словам Сергея Кириенко, планировалось уточнить график ввода станции и согласовать окончательную дату ее пуска. При этом он подчеркнул, что контакты с иранскими партнерами проходят на регулярной основе и "нет никакого смысла проводить внеплановое заседание межправительственной комиссии".
К исходу второго месяца нахождения в новой для себя должности главы Росатома Сергей Кириенко сделал первые кадровые перестановки в подведомственных структурах. Семнадцатого января коллективу ФГУП "Инвестиционно-строительный концерн "Росатомстрой" представлен новый генеральный директор 37-летний Артем Бутов. До этого назначения он работал в структуре ФГУП "Строительное объединение" при управлении делами президента РФ, а еще раньше - вице-президентом "Газпромбанка" и заместителем генерального директора ОАО "Объединенные машиностроительные заводы" (группа "Уралмаш Ижора"). В 1992 году он окончил МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук.
Концерн "Росатомстрой", где Бутов сменил прежнего директора Валерия Дудакова, занимается строительством замещающих энергомощностей - в частности, в атомных ЗАТО Железногорск и Северск (бывшие Красноярск-26 и Томск-7), где еще предстоит вывести из эксплуатации три промышленных реактора, создававшихся для наработки плутония и одновременно дающие тепло и свет городам-спутникам.
Ранее Сергей Кириенко сменил своим решением директора ФГУП "Ведомственная охрана Росатома". Теперь на этом посту отдает приказания бывший выпускник Рязанского высшего воздушно-десантного училища 50-летний Владимир Гаврилов. С 1977-го по 1997 год он проходил службу в Вооруженных силах, а после этого работал сначала начальником отряда военизированной охраны Минтопэнерго России, а затем генеральным директором ФГУП "Управление ведомственной охраны Минэнерго России".