Общественная палата доработает закон о НКО

Публикация закона о некоммерческих организациях подняла новую волну шумихи вокруг документа.

Как выяснила "РГ", в Общественной палате, которая принимала непосредственное участие в доработке законопроекта и которую он затрагивает напрямую, никаких упаднических настроений в связи с этим фактом не существует. У органа, который уже в ближайшее воскресенье соберется на свое заседание, есть план действий по закону об НКО. За комментариями относительно дальнейшей судьбы закона "РГ" обратилась к членам палаты и экспертам.

Елена Зелинская,
ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ "МЕДИА-СОЮЗА", ЧЛЕН ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ:

- Тот закон, который принят, радикально отличается от того безобразия, который был предложен депутатами. Конечно, он не идеален, но мы уже заявляли, что оставляем за собой право участвовать в разработке документов, которые будут регламентировать его применение.

Да, Общественная палата выражала недоумение по поводу содержания документа и той спешки, с которой он был принят Госдумой в первом чтении. Поэтому мы и попросили отложить его дальнейшее прохождение, чтобы успеть внести свои поправки, ведь закон нас, как общественников, затрагивает напрямую. И целью было не добиться какого-то конкретного срока принятия, а именно сделать закон более демократичным и живым.

Мы, конечно, хотели, чтобы вся палата приняла участие в оценке закона о неправительственных организациях, но пришлось создать рабочую группу, которая в спешном порядке и разрабатывала поправки. В итоге депутаты одобрили 50-60 процентов наших предложений. Причем по основным моментам закона.

Для палаты было очень важно это первое живое движение. Вначале многие поговаривали, что орган будет мертвым и марионеточным. Поэтому, еще не сформировавшись, мы кинулись в бой на тот первый вызов, который поставило нам общество. И в общем-то доказали свою жизнеспособность.

Сергей Марков,
ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ЧЛЕН ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ:

- Я считаю, что никакой неожиданности с подписанием закона не произошло. К тому же закон стал более либеральным и демократичным, хотя что-то там нечетко еще прописано, как, например, понятие политической деятельности.

Главное, что сейчас ни у кого не должно быть сомнений, что Общественная палата продолжит свою работу по закону об НКО, отслеживая его исполнение. Надо, чтобы закон воспринимался чиновниками не как руководство к запрету. И здесь огромная ответственность будет возложена на те общественные советы, которые при участии палаты станут создавать при федеральных ведомствах и которые в том числе примут участие в разработке нормативных документов, регламентирующих действие закона.

Конечно, было бы логичнее, чтобы Госдума дождалась полного формирования Общественной палаты и только после этого начала работу над законопроектом, учитывая мнение нового органа. Но можно сказать, что палата и так уже поработала и поправки были внесены. Поэтому, думаю, главное с этой точки зрения оказалось сделано. Правда, даже после прохождения через Думу, некоторые члены Общественной палаты предлагали обратиться в Совет Федерации, чтобы там остановить закон, но большинство решило так не делать.

То расхождение в мнениях, которое было, сохраняется, но сейчас оно не актуализировано. Работа над законом закончилась, а сейчас начнется новая, связанная со структурированием палаты. Поэтому на какое-то время палате будет не до закона об НКО. К тому же надо сначала посмотреть, как он начнет реализовываться, и на основе этих данных думать о необходимости очередной его корректировки.

Валерий Хомяков,
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР СОВЕТА ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ:

- Закон о неправительственных организациях, безусловно, стал значительно лучше, чем на начальном этапе. И спасибо за это средствам массовой информации, политикам и политологам, которые много говорили и обсуждали эту тему. Но думаю, что здесь куда более высоки заслуги Общественной палаты и, естественно, Эллы Памфиловой, которая встречалась с президентом и доносила до него тревоги общественников. Не знаю, принесет ли закон много пользы, но в нынешней редакции чиновники уже не смогут так рьяно лезть в дела организаций, что уже неплохо.

Я бы не спешил с выводами относительно того, состоялась ли палата как орган, способный контролировать власть, вести экспертизу законов и представлять общество. Но, судя по ее составу, где представлены самостоятельные и независимые люди, говорить, как это было вначале, о появлении некой околокремлевской структуры нельзя.

Сейчас идет структурирование палаты, и надеюсь, что при создании внутри нее комитетов членам палаты удастся уйти от распространенной у нас практики, когда внутри органа разворачивается борьба за полномочия. А какая-то ясность относительно того, что же из себя представляет Общественная палата и каковы ее перспективы, появится через 2-3 месяца.