Владимир Гошин: единое таможенное простанство в Союзе становится реальностью

- Владимир Анатольевич, как можно определить нынешнее состояние белорусско-российского Таможенного союза, не утратил ли он эффективность?

- Во всем мире государства объединяются в экономические блоки, это выгодно. В 1995 году был подписан и договор о Таможенном союзе Беларуси и России, что сразу принесло ощутимый эффект. Товарооборот после отмены таможенного оформления грузов, направляемых из одной из наших стран в другую, почти сразу возрос процентов на 30-40. С тех пор подобная тенденция наблюдается практически ежегодно. В итоге сегодня российская составляющая в товарообороте Беларуси - 50 и более процентов, Россия для нее - торговый партнер номер один. А наша страна до недавнего времени занимала второе место во внешнеторговом обороте огромной России. И в этом нет ничего удивительного.

Например, в странах Евросоюза внутренний товарооборот составляет около 80 процентов всей торговли. И Таможенный союз в целом абсолютно оправдывает себя.

О Евросоюзе я упомянул не случайно. На его страны приходится основной грузопоток, следующий через Беларусь в Россию, кроме того, это типичный пример устранения межгосударственных барьеров, мешающих торговле. Но и мы не отстаем от мировых тенденций развития таможенной сферы. Вместе с российскими коллегами еще 10 лет назад внедрили электронную форму контроля за доставкой товаров - раньше, чем в ЕС.

Сейчас основная задача, стоящая перед нами, - состыковать свою компьютерную систему контроля за транзитом с европейской. В ближайшее время подготовим нормативные акты, определяющие порядок заполнения соответствующих документов и условия транзита. Тогда он станет осуществляться по единым правилам на всем пространстве от Атлантики до Тихого океана. Белорусско-российский Таможенный союз будет совершенствоваться в этом направлении.

- Исходя из сказанного, можно подробнее остановиться на проблеме унификации Таможенных кодексов наших стран?

- Пока Россия и Беларусь представляют собой отдельные таможенные территории, на которых действуют национальные экономические законодательства. Это означает, что, например, российский субъект хозяйствования не может торговать на экспорт, не будучи резидентом Беларуси, и наоборот. Очевидно, предприятия должны являться резидентами не одной из наших стран, а Союза Беларуси и России. Отсюда вытекает задача создания единой таможенной территории Союзного государства, на которой действовало бы общее таможенное законодательство. Сейчас мы к этому вплотную подходим.

В частности, на коллегии Таможенного комитета Союзного государства в декабре мы обсуждали соглашение о транзите. Оно полностью расставит точки над "i" в такой сфере, как перемещение товаров между российскими и белорусскими таможенными органами. Что делать, если товар утерян, в чей бюджет должны идти платежи, взысканные с нарушителя законодательства, - на эти и подобные вопросы предполагается вскоре дать ответ.

Теперь несколько слов о белорусском Таможенном кодексе. Сейчас подготовлена его третья редакция за 14 лет существования в стране самостоятельной таможенной службы. Так что определенный опыт в разработке соответствующих документов у нас есть. За основу мы взяли российский Таможенный кодекс, но не скопировали его механически, а каждую статью проанализировали с той точки зрения, насколько она соответствует законодательству и интересам Беларуси, какие последствия может вызвать. Тем не менее основные принципы белорусского и российского кодексов совпадают абсолютно. Есть небольшие различия, связанные с тем, что в наших странах несколько различаются порядок осуществления валютного контроля, налоговое законодательство. Мы эти расхождения учитываем.

В белорусском кодексе закреплен такой новый подход, как система анализа рисков (как и в кодексе Российской Федерации). Это означает, что досмотр груза будет проводиться не по воле инспектора, а по команде, которая поступит в электронном виде. Компьютер подскажет, какой автомобиль или вид груза надо проверить в том или ином объеме. Если такого распоряжения нет, инспектор не вправе чинить какие-либо препятствия. Выборочность контроля будет зависеть от сложной математической модели, "советы" которой поступят на каждое рабочее место таможенника. Для этого западная и северо-западная границы уже связаны с центром оптоволоконной связью. Вскоре она будет подведена к пунктам пропуска на украинской границе, а также ко всем внутренним пунктам таможенного оформления. Уже к концу года оснащение электронной сетью таможенных органов Беларуси будет полностью завершено. Наши российские коллеги также движутся в этом направлении.

С другой стороны, мы не совсем разобрались в некоторых статьях российского кодекса. Пришлось обратиться за их толкованием к коллегам. Оказалось, фактически имеется в виду одно и то же, только изложено по-разному. Формально это различия, но не принципиальные. К тому же российский Таможенный кодекс сейчас обновляется. Проект, предусматривающий свыше 100 изменений, уже внесен в Госдуму. Поэтому при разработке союзного кодекса будем исходить из того лучшего, что есть в документах обеих наших стран. Вместе оценим, как та или иная законодательная норма показала свою жизнедеятельность в реальных условиях, что за собой влечет. По этому поводу с российскими коллегами налажен конструктивный диалог. И жарких споров упомянутые расхождения не должны вызвать.

- В конце прошлого года были унифицированы еще 200 видов таможенных пошлин. Много ли это?

- Речь идет об освобождении от платы за ввоз технологического оборудования. У нас это было сделано еще 9 месяцев назад. Неразумно облагать налогом то, что в стране не производится и что способно принести дополнительный доход. Хотя весь таможенный тариф составляет порядка 11 тысяч позиций, важно, что стоит за каждой строкой. К сожалению, остается пока неурегулированным вопрос, как защищать некоторые отрасли, производящие промышленную продукцию. Допустим, те же грузовики. В Беларуси есть МАЗ, в России - КамАЗ и ряд других производств. По отношению к ввозу новых грузовых иномарок подходы у нас одинаковые. Но что касается подержанных, то в нашей стране повышенные пошлины фактически исключают ввоз таких машин, а в России подход более либеральный. Обратная ситуация - по ввозу легковых автомобилей. Это яркий пример того, что надо садиться за стол переговоров и искать взаимоприемлемый выход. Когда научимся находить общую точку зрения по таким чувствительным позициям, тогда можно будет сказать, что Таможенный союз полностью состоялся.

- Как Союзное государство содействует совершенствованию таможенной инфраструктуры на общей для России и Беларуси внешней границе?

- За счет бюджета Союзного государства в прошлом году осуществлялись две программы. Первая - по созданию единой автоматизированной системы таможенных органов, что предусматривает внедрение элементов электронного декларирования и создание сети связи. Она в этом году должна быть завершена. И вторая программа - первоочередного развития инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска), рассчитанная на 2002-2005 годы. За 4 года из союзного бюджета на нее было выделено почти 808 миллионов российских рублей. Мы полностью реконструировали четыре пункта пропуска, в том числе основные наши ворота на Запад. Однако, к сожалению, существенно выросли цены на строительные работы и материалы, поэтому несколько задержалось завершение оставшихся четырех пунктов. Хотя они действуют. Основной акцент при реализации этих программ был сделан на обеспечение более быстрого пропуска грузов. Решение этой задачи сполна отвечает интересам нашего главного союзника, поскольку доля российского транзита, проходящего через нашу общую границу, достигает 70 и более процентов. Так что средства затрачены не напрасно.

- Что делается для упрощения таможенного оформления на границе?

- Эта сфера также представляет собой широкое поле для сотрудничества. Наши российские коллеги, например, шире применяют электронное декларирование. Мы, к сожалению, только подходим к этому. Но в текущем квартале начнем эксперимент, когда субъекту хозяйствования не нужно будет лично являться на таможню для подачи документов на поступивший груз, достаточно передать сведения в электронном виде. Одним нажатием кнопки вся эта информация уйдет на таможенный терминал, где ее будет обрабатывать компьютер, анализировать с точки зрения рисков. Если все чисто - автоматически поступит разрешение на использование товара. Хотя пока белорусским и российским импортерам придется обращаться в свои национальные таможенные органы. Что касается граждан обеих стран, то на границе вводятся "красные" и "зеленые" коридоры, где те, кто не имеет запрещенных к перевозке или подлежащих обложению пошлинами вещей, смогут пересекать границу без досмотра.

С другой стороны, отражая наше взаимодействие по отношению к товарам, перемещаемым юридическими лицами, хочу привести такой пример. Когда белорусский экспортный груз оформляется на внутреннем таможенном пункте, информация в электронном виде автоматически передается на границу. К приходу туда автомобиля сведения уже, образно говоря, на мониторе у инспектора, и оформление груза, машины, личных вещей водителя занимает до 15 минут. С российскими грузами пока не так, поскольку в электронном виде информация о них не поступает. Из-за этого оформление и досмотр грузового автомобиля занимают до 40 минут и более. Российским коллегам мы продемонстрировали наше новшество, и сейчас под эгидой Таможенного комитета Союзного государства разрабатывается программа, которая обеспечит электронную передачу сведений о российских экспортных грузах на белорусскую границу.

- В свое время российская сторона упрекала белорусскую таможню в чрезмерной строгости. Как обстоят дела сейчас?

- Ситуация нормализовалась, об этом в свое время заявил и российский посол в Беларуси. В результате принятых мер на нашей границе остались законопослушные фирмы, чего мы и добивались. Как показывает статистика, за прошлый год возрос транзит российских товаров по железной дороге: ввоз в Беларусь увеличился на 12 процентов, вывоз - на 26. Автомобильным транспортом ввоз увеличился на 7 процентов, вывоз - на 17. Через Беларусь пролегают кратчайшие пути в Западную Европу, и законопослушные субъекты хозяйствования прекрасно понимают, что таким образом они сэкономят время и деньги.

Мы с российскими коллегами регулярно встречаемся на заседаниях коллегии Таможенного комитета Союзного государства, постоянно обмениваются мнениями по тому или иному аспекту сотрудничества наши эксперты. Могу сказать, что между таможенными службами Беларуси и России достигнуто полное взаимопонимание. Это залог того, что все проблемы будут решены.