Тарифы на ЖКХ в Воронеже подорожают в среднем на 20 процентов

Региональным властям дано право самим определиться с повышением цен на газ, электрическую и тепловую энергию. Правда, стоимость можно увеличивать только один раз в год и не больше чем в пределах "тарифного коридора", который устанавливает федеральная служба по тарифам (ФСТ). Коридор определяет минимальную и максимальную планку повышения, а областная власть, имея ввиду эти параметры, а также исходя из соображений экономической целесообразности и учитывая социальную обстановку в регионе, решает, каким должен быть оптимальный рост тарифов.

Электроэнергия в этом году подорожала на 15 процентов (ранее планировалось 13). Таким образом, тариф для горожан стал 1,22 рубля за киловатт/час, для селян - 86 копеек. Ввиду того, что цена электроэнергии для населения, даже увеличенная, все равно будет ниже экономически обоснованного тарифа (1,98 рублей за киловатт/час), то расплачиваться за тот вынужденный "демпинг" по-прежнему будет промышленность. В этом году сохранится перекрестное субсидирование, т.е. предприятия будут покупать электроэнергию по завышенной цене. Если же говорить в целом по Черноземью, то самый большой (20 процентов) рост тарифов на электроэнергию произошел в Липецкой области, самый минимальный (14,5 процента) - в Тамбовской. Впрочем, на поверку тамбовчанам один киловатт/час все равно обходится на целых четыре копейки дороже, чем воронежцам. И это вполне объяснимо: стартовые, т.е. прошлогодние, цифры у всех были разные.

Оптовая цена газа, как и планировалось, увеличилась на 12 процентов, розничная (тарифы для населения) - на 18 процентов. Несмотря на то, что Воронежская область, если сравнивать с соседними регионами, пережила самое большое повышение цен на газ (разница - два-три процента), но на деле в абсолютных цифрах "воронежское" голубое топливо оказывается дешевле: 1,39 рубля за кубометр против 1,59 в Белгородской области.

Тепловая энергия в среднем по области подорожала на 11,1 процента, тогда как в Воронеже - на 10 процентов. Связано это прежде всего с тем, что в областном центре все котельные работают на газе, а в сельских районах в качестве топлива приходится использовать более дорогостоящие уголь и мазут.

Что касается тарифов на жилищно-коммунальные услуги, то в этом году их повышение будет происходить куда более упорядоченно. Связано это в первую очередь с тем, что функцию регулирования роста цен на услуги ЖКХ взяла на себя Федеральная служба по тарифам (предполагается, что контроль за ростом тарифов позволит существенно снизить темпы инфляции). Механизм регулирования тот же, что применяется в отношении энергоносителей: ФСТ устанавливает предельные индексы повышения на конкретную услугу для конкретной области. К примеру, в этом году Воронежской области дали следующие ориентиры: коммунальные предприятия, занимающиеся водоснабжением, водоотведением, очисткой сточных вод, утилизацией твердых бытовых отходов не должны повышать цены на свои услуги больше чем на 15 процентов. Содержание и ремонт жилья не могут подорожать больше, чем на 20 процентов. На региональном уровне эти индексы предельного повышения дифференцируют порайонно, и только после этого - уже в муниципальных образованиях - окончательно определяются с новыми тарифами. Ввиду того, что предельные индексы для Воронежской области "спустили" только 28 декабря, в областной администрации решили в этом году не дифференцировать их по районам и услугам: муниципальным образованиям объявили только одну "главную" цифру - 20 процентов. То есть суммарное повышение цен на все коммунальные услуги не должно превышать этот показатель. Сегодня многие муниципальные образования уже приняли новые тарифы, другие только собираются это делать - к примеру, в Воронеже повышение цен на услуги ЖКХ намечено на июль-август. Предполагается, что до этого времени разница между реальной и прописанной в "жировках" стоимостью жилищно-коммунальных услуг, оставшаяся с прошлых лет и увеличившаяся в результате последнего повышения цен на энергоносители, будет компенсироваться из местного бюджета.

Как заявил Николай Решетов, управление по государственному регулированию тарифов намерено жестко отслеживать ценообразование в ЖКХ. В частности, до 10 февраля будут проверены - на предмет соответствия предельному индексу - уже повышенные тарифы. Тем же муниципальным образованиям, которые к этому повышению только готовятся, будут даны соответствующие разъяснения - чтобы не наделали ошибок. Чтобы не возникало таких ситуаций как, к примеру, в Россоши (крупный районный центр Воронежской области), где местные власти разработали новую методику тарифообразования по водоснабжению (методика не прошла аккредитацию в Минюсте). Вот и получилось, что после введения этого "ноу-хау" и, как следствие, резкого повышения тарифов, идеология которого была изначально непонятна населению, полгорода вышло на митинг протеста. При нынешнем, умеренном и аккуратном, механизме повышения тарифов (к тому же нельзя забывать о субсидировании квартплаты малоимущим) такие ситуации вряд ли возможны.

Не обойдется в этом году и без повышения тарифов на транспортные услуги. В частности, с 1 января выросли цены на пригородные и междугородние перевозки - соответственно на 17,2 и 13,9 процента. Сейчас в стадии утверждения находятся тарифы на городские пассажирские перевозки. По всей видимости, повышение произойдет в феврале-марте и, опять же, оно будет дифференцированным. Предельный уровень - около 20 процентов: эту цифру определили исходя из уровня инфляции с ноября 2004-го года, когда произошло последнее повышение. Более всего подорожает проезд в крупногабаритных автобусах - ввиду того, что они требуют больших производственных затрат. Гораздо меньше повысятся тарифы на проезд в маршрутках средней и малой вместимости.

Суммарное повышение цен на коммунальные услуги не должно быть более двадцати процентов.