Их профессиональный разговор лишь предваряет заседание Межгосударственного совета ЕврАзЭС, которое состоится там же 25 января на уровне президентов. Заседание спешное и внеочередное: в члены ЕврАзЭС будут принимать Узбекистан. Что выиграет Россия и что это даст отчаянно тормозящему проекту интеграции постсоветских государств под эгидой России?
Узбекистан подал заявку на вступление в ЕврАзЭС в октябре, сразу после того, как вышел из проамериканского (так считается) блока ГУУАМ. Еще не став членом ЕврАзЭС, Узбекистан втягивается в газовые проекты "Газпрома", а генсек ЕврАзЭС Григорий Рапота высказывается в том духе, что приобретение Узбекистана сможет компенсировать утрату Украины в проекте единого экономического пространства. Переговоры с "Газпромом", - конечно, самое интересное.
Ради них в Узбекистане в эти дни гостит председатель правления газового гиганта Алексей Миллер, ведущий переговоры лично с г-ном Каримовым. Цель переговоров - передача России прав (на основе Соглашения о разделе продукции) на три крупнейших месторождения газа на плато Устюрт. Предполагается, что после подписания соглашения "Газпром" станет фактическим монополистом по добыче и транспортировке узбекского газа, подняв экспорт втрое, и вложив в проект 1,2 миллиарда долларов инвестиций. Крайне показательно, что г-н Рапота побывал в Узбекистане за несколько дней до визита туда г-на Миллера. Это говорит о том, что газовый план является частью пакета из условий и соглашений.
На этом зримые экономические выгоды России пока исчерпываются (хотя и этого немало), но лишь пока. Чисто политическим, но в будущем и экономическим фактором стало то, что под эгидой принятия Узбекистана Россия добилась резкого увеличения своего "контрольного пакета" в ЕврАзЭС. Вчера российское правительство одобрило изменения в устав ЕврАзЭС, согласно которым за Россией остается то же количество голосов для принятия решений (40), а вот Белоруссии, Казахстану, Киргизии и Таджикистану, то есть всем остальным членам, придется отрезать от своих "пакетов" кусочки, чтобы составить из них пакет Узбекистана. Неудивительно, что, как отмечает пресс-служба российского Белого дома, "это отвечает интересам России".
Ну а пока представителям таможенных служб предстоит решить, как быстро преобразовать таможенное законодательство Узбекистана к общему для ЕврАзЭС формату, чтобы поспеть за политическим решением о принятии этой страны в организацию. Это надо делать как можно быстрее, потому что на пороге - присоединение к ВТО России, а вопрос о гармонизации ее таможенных соглашений с ЕврАзЭС, с одной стороны, и с ВТО, с другой, так и не решен. Недаром на вчерашней встрече был замечен генсек другого ВТО (Всемирной таможенной организации) Мишель Данэ. По информации источников "РГ" из кругов, близких к нашим переговорщикам в Женеве, г-н Данэ должен выступить и как авторитет, доказывающий Всемирной торговой организации право России сколачивать таможенные союзы, и как эксперт, помогающий сделать это безболезненно.
Что же касается самого Узбекистана, то аналитики сходятся на том, что его толкают в ЕврАзЭС все-таки в первую очередь политические соображения. Есть сведения, что Узбекистан стремится стать членом другого блока, Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ), дабы уберечь свою страну от происков любителей "оранжевых революций". Если цель и в самом деле такова, то газ - вполне адекватная цена для ее достижения.