21.01.2006 02:00
    Поделиться

    Россия готова стать центром по борьбе с птичьим гриппом в рамках СНГ

    На прошедшей в Пекине международной конференции было принято решение выделить чуть более миллиарда долларов на борьбу с этим заболеванием. Впрочем, по мнению заместителя министра иностранных дел России Александра Яковенко, этих средств для полноценной профилактики и ликвидации уже возникших очагов вируса явно не достаточно.

    Российская газета: Была ли конференция в Пекине очередным совещанием экспертов, на котором вновь обсуждались гипотетические сценарии распространения птичьего гриппа, или же речь шла о конкретных мерах по борьбе с заболеванием, жертвами которого уже стали десятки людей?

    Александр Яковенко: Москва уделяла этой конференции повышенное внимание не только потому что она проходила в Пекине, столице государства - нашего стратегического партнера. Пекинская конференция - важный элемент предпринимаемых мировым сообществом усилий по обеспечению готовности к возможной пандемии гриппа, вероятной в случае если вирус (H5N1) начнет передаваться от человека к человеку. Цель конференции состояла в оценке степени глобальной готовности к такой ситуации.

    Можно сказать, что эту задачу конференция в целом выполнила. Очевидно, что многие государства, где существует высокая степень риска эпидемии гриппа среди птиц (особенно в Азии и Африке), оказались не готовы к борьбе с вирусом. Понятно, что большинству развивающихся стран проведение комплекса мероприятий не по карману. Вполне закономерно, что им не обойтись без внешней помощи мирового сообщества.

    По оценкам различных международных организаций, потребность в таких ресурсах для проведения мероприятий по линии Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ФАО, Всемирной организации здоровья животных в предстоящие 3 года составит свыше 1,2 миллиарда долларов. Это не считая средств на научные исследования для обновления и производства вакцин и закупку противогриппозных препаратов.

    Можно сказать, Пекинская конференция в целом смогла оправдать ожидания по части мобилизации этих средств. Странам-донорам, международным организациям и международным финансовым учреждениям "в складчину" удалось собрать порядка миллиарда долларов.

    Облегченный доступ к целевым заемным средствам открыли Всемирный банк (500 миллионов долларов) и АзБР (400 миллионов долларов), что поможет многим государствам в срочном получении ресурсов на борьбу с пандемией гриппа. Как известно, Россия также не стоит в стороне от донорских усилий и намерена внести свой существенный вклад в общемировую поддержку, о чем мы заявили в Пекине.

    Москва поддерживает и принятую на конференции Пекинскую декларацию. В ней емко и конкретно обрисованы основные задачи мирового сообщества по противодействию гриппу среди птиц и пандемическому гриппу. Они актуальны для России в той же степени, что и для остальных стран.

    Потребуются масштабная вакцинация птицы, меры повышенной осторожности в обращении с живой птицей и мясом птицы, укрепление санэпиднадзора для эффективного выявления вируса у людей. Россия должна продолжать играть серьезную роль в проведении научных исследований вирусов гриппа птиц, работ по созданию новых противогриппозных вакцин для населения, предпринять меры для обеспечения населения необходимыми лекарственными препаратами на случай, не дай бог, возникновения пандемического гриппа, перенесенного с птицы.

    Суммируя, считаю, что критически важная роль Пекинской конференции в том, что она послала важный сигнал тем, кто отвечает за судьбы своих стран и мира в целом: от пандемии гриппа птиц не застрахован ни один континент и ни одно государство. А времени на подготовку к ней остается мало. И хотя вероятность пандемии не достоверна, сроки возникновения и масштабы заболевания непредсказуемы. Поэтому действовать надо сейчас, быстро и сообща, не скупясь на необходимые затраты. В противном случае ущерб от катастрофы окажется на порядок выше.

    РГ: О каком конкретно вкладе России в общие усилия по борьбе с гриппом птиц идет речь?

    Яковенко: На рассмотрении в правительстве находится предложение выделить с 2006 по 2009 годы сумму, эквивалентную 41,7 миллиона долларов на цели укрепления эпидемиологических служб, включая вирусологические лаборатории, в России и странах СНГ. Таким образом, помогая себе, мы поможем своим соседям, а помогая им - поможем себе. Предполагается, что мы будем оказывать услуги в области выявления и диагностики гриппа птиц нашим партнерам с использованием российской научно-исследовательской базы, методик, опыта и специалистов. Возможны и другие, более широкие меры - в зависимости от развития ситуации и конкретных потребностей отдельных стран.

    Кроме того, речь идет о выделении суммы в 3 миллиона долларов для внесения в создаваемый Всемирным банком многосторонний финансовый механизм - Целевой фонд для грантового содействия странам в чрезвычайных эпидемиологических ситуациях, связанных с распространением гриппа птиц. Механизм управления операциями этого фонда еще предстоит уточнить. Наши намерения были объявлены в Пекине руководителем делегации РФ Главным государственным санитарным врачом России Геннадием Онищенко.

    РГ: Уже существует конкретный план по предотвращению пандемии гриппа птиц?

    Яковенко: Проекты стратегий в областях своей компетенции разработаны ВОЗ, ФАО, ВОЗЖ. Это рамочные документы, которые крайне важно учитывать странам при разработке и реализации своих национальных стратегий (они существуют у более чем 120 государств). Несколько дней назад в рамках ООН был разработан стратегический подход для обеспечения скоординированности действий всех учреждений этой международной организации в оказании помощи странам, пострадавшим от эпидемии, а также снижении угроз и последствий пандемического гриппа.

    Диалог международного сообщества по совместным и скоординированным действиям в борьбе с гриппом не завершился в Пекине - он будет продолжен на встречах по линии различных международных организаций и конференций.

    Поделиться