Российская газета | Россия предложила на Экономическом форуме ОБСЕ сделать транспортный вопрос ключевым. Что преобладает в этом предложении: стремление продвинуть российские национальные интересы или желание обсудить общие проблемы на высоком уровне?
Александр Яковенко | Выбор транспортной проблематики в качестве основного направления экономической работы форума представляет хорошие возможности для продвижения российских интересов в сфере использования транспортного потенциала, интеграции отечественных и зарубежных транспортных систем.
Большой интерес России к транспортному сотрудничеству сразу станет понятен, если взглянуть на карту. Мы - крупная евразийская держава с мощной сетью автомобильных и железных дорог, авиа- и водных коммуникаций. И мы заинтересованы в лучшем использовании своих транспортных путей с дальнейшей их интеграцией в международную транспортную систему.
РГ | Что именно собирается предложить членам ОБСЕ Россия на этом форуме?
Яковенко | В первую очередь мы продолжим убеждать наших партнеров в целесообразности наращивания международных транзитных перевозок по Транссибу. Не случайно в прошлую пятницу было подписано соглашение о сотрудничестве между МИД России и ОАО "Российские железные дороги". Транссиб не только способен принести значительные доходы России и заказчикам транспортных услуг, но также обеспечивает высокую безопасность контейнерных перевозок и надежную, экономически эффективную транспортную стыковку.
После реорганизации управления движением поездов, внедрения новейших коммуникационных технологий Транссиб уже сейчас способен пропускать до 300 тысяч контейнеров в год. А его возможности используются только наполовину. В перспективе стоит стратегическая задача - увеличить объем транзитных грузов в контейнерах по Транссибу до миллиона штук в год.
Другой приоритет - продвижение тех транспортных коридоров, которые пролегают по территории России. Один из самых значимых для нас - транспортный коридор "Север - Юг", проходящий из Индии и Ирана через территорию России до Санкт-Петербурга. Его необходимо активнее задействовать для перевозки грузов между странами ЕС и Южной Азией, используя наши порты на Балтике, транспортные коммуникации Краснодарского и Ставропольского краев. Ведь выгоды такого транспортного маршрута очевидны: выигрыш по времени в два раза по сравнению с традиционным морским путем из Азии в Европу через Суэцкий канал (10-12 дней против 35). Да и транспортные расходы снизятся на 20 процентов.
Конечно же, мы предлагаем ряд проектов по восстановлению и расширению транспортных коммуникаций в Закавказье. В целом они направлены на создание сквозного движения в данном регионе. И этот шаг, уверен, оказал бы сильное позитивное воздействие на экономическое развитие Азербайджана, Армении, Грузии и Юга России. Для государств Закавказья полностью раскрылись бы возможности выхода на международный транспортный коридор "Север - Юг", а через него - на Европу, Южную Азию, рынки Сибири, Урала и Дальнего Востока.
РГ | На экспертном уровне не раз говорили о том, что эффективность Экономических форумов ОБСЕ можно существенно увеличить, если реформировать схемы проведения этих мероприятий.
Яковенко | Экспертное мнение было учтено. В этом году Экономический форум впервые пройдет по новой схеме - не в один, как было раньше, а в два этапа: в январе в Вене и в мае в Праге. Такой формат позволяет рассмотреть больше вопросов и подготовить более качественные практические рекомендации.
РГ | Не дублирует ли обсуждение транспортных вопросов в рамках ОБСЕ рассмотрение схожих вопросов на других международных форумах?
Яковенко | В ОБСЕ, и мы с этим полностью согласны, не хотят дублирования с другими международными организациями, которые детально занимаются, например, инфраструктурными проектами, техническими аспектами. Есть общее понимание, что "ниша" ОБСЕ - это предоставление платформы для политического диалога, обсуждения в первую очередь тех транспортных вопросов, которые связаны с безопасностью.
Достаточно успешной оказалась подготовительная конференция в Душанбе. В столице Таджикистана обсуждались многие взаимосвязанные вопросы развития транспорта. В то же время, видимо, необходимо продолжить поиск рычагов превращения Экономфорума из дискуссионного клуба в реально значимый институт ОБСЕ.