Этот вопрос я адресовала психологам московской службы психологической помощи. И получила неожиданный ответ: как ни парадоксально, на психику большинства москвичей сильный мороз оказал... даже благотворное влияние. "Мы поначалу удивились, что поток обращений из так называемой "группы риска" - тех, кто страдает депрессиями и острыми фобиями, с начала сильного похолодания сократился более чем вдвое", - рассказала Ирина Волкова. И это не из-за страха замерзнуть по дороге: по острым психологическим вопросам большинство москвичей обращаются к услугам психологов анонимно, по телефону. Чем же объясняется тогда олимпийское спокойствие среди нервных сограждан? Сильный мороз - своего рода "полезный" стресс для организма. Он включает защитные механизмы человека и заставляет экономно тратить энергию, в том числе и психоэмоциональную. Многие наверняка замечали, как после долгого пребывания на морозе у человека в теплом помещении появляется сонливость. "Таким образом организм спасается от температурных перепадов и пытается восстановиться, - говорит Ирина Волкова. - Замечено, что морозный экстрим вынуждает людей действовать более конструктивно, целенаправленно, чем при более "комфортной" температуре. На раздражение просто не находится лишних сил". Однако, как поясняют специалисты, эта психологическая "заморозка" не бесконечна. Когда она отойдет, вернутся назад и обычные реакции на прежние проблемы.
Благотворно влияют холода и на безопасность. "В такую пору со стихийной торговлей можно не бороться, торговцы попрятались по домам", - делится сержант милиции Виталий Тремин. Как подтвердили в ГУВД, число преступлений на прошлой неделе в Москве уменьшилось на целую сотню.
Увы! Но и у легальных торговцев покупателей стало меньше. "Мы даже дверь в палатку не закрываем, чтобы люди не проходили мимо, - говорит посиневшими от холода губами продавец небольшого продуктового ларька в переходе метро Тамара Зведина. - Прибыль в эти дни упала вполовину". Народу не до покупок - от дома до метро и далее - до работы бегут мелкими перебежками. "Почему же не взяли выходные, как призывали столичные власти?" - спрашиваю я. "А жить на что?" - объясняет женщина.
Удивительнее всего, что не закрывались даже цветочные магазины. "Закрываться нельзя: договора на поставку заключаются на несколько месяцев, не выбрасывать же дорогие розы, - говорит менеджер Татьяна. - А от мороза они не вянут". Зато "подвяла" алкогольная промышленность: как сообщили в департаменте науки и промышленной политики Москвы, производство алкогольных напитков существенно сократилось. Причина - ограничение поставок электроэнергии.
Прав был Черчилль, когда утверждал, что народ, который в тридцатиградусный мороз ест мороженое, победить невозможно: потребление "семейного" мороженого - в виде рулетов, брикетов и тортов - не снизилось, а выросло! Об этом сообщили "РГ" в Союзе российских мороженщиков. Оказывается, упала продажа только порционного "сладкого льда" - в стаканчиках - на улицах лакомиться им все-таки прохладно, а дома - вполне! В итоге производители даже выиграли - им в такую холодрыгу морозильные камеры оказались без надобности.
Ну, а хозяева столичных саун на морозе просто обогатились. Обзвонив десяток "теплых" мест, я выяснила, что у москвичей со средним уровнем достатка сауны сейчас в большом почете.