Российская газета | Светлана Андреевна, вы прославились ролями с большим национальным колоритом.
Светлана Тома | Да, я играла и француженку, и грузинку, и таджичку, и румынку, и молдаванку...
РГ | Одна из ваших самых ярких ролей - цыганка Рада в фильме "Табор уходит в небо".
Тома | Я не одну цыганку сыграла, еще и Машу в "Живом трупе", и Тину в фильме "Мой ласковый и нежный зверь".
РГ | Вы любите эти роли?
Тома | Да, это классика - Толстой, Чехов, Горький. И режиссеры их замечательные делали - Лотяну, Венгеров. И партнеры были очень талантливые - Баталов, Смоктуновский, Басилашвили, Янковский, Григориу, Брондуков.
РГ | А как к вам пришли эти роли?
Тома | Я это не объясню. В моем генеалогическом древе цыган нет. Но я, конечно, серьезно готовилась к этим ролям, книги о цыганах читала. Самая замечательная из них - Раймонда Баклетта, он занимался изучением истории цыган, традиций, тайн, верований, гаданий, колдовства, магии, повседневности. У него, кажется, бабушка цыганка. Для меня, например, было открытием, что у цыган последнее слово - за женщиной, и непререкаем авторитет бабушки или прабабушки.
Мне многое цыганки рассказывали: как избавиться от головной боли, например. Нужно повязать голову синей шерстяной тканью и носить пока боль не пройдет. А венгерские цыгане подчеркивали, что синюю шерстяную ткань кладут внутрь мужской шляпы. Поскольку я сыграла нескольких цыганок, я многое такое запомнила. Цыгане - таинственная нация, интересная, независимая.
РГ | Трудно было психологически, пластически осваивать образ?
Тома | Режиссер был невероятно талантлив и внимателен ко всему - костюму, прическе, походке, всем мелочам. Я училась ходить, как цыганки ходят - от бедра, шаль завязывать, кнутом пользоваться. Я в самом деле научилась делать ударом кнута петлю, валящую мужчину с ног. Все символы изучались, все амулеты, все бубенцы на лошадях, размер, цвет и форма родинок. В Вильнюсе мы были у одной цыганки, и она нам показала старинную книгу, никогда не вытаскиваемую, и гадания старинные. А какие они психологи потрясающие, цыганка говорит с тобой и по бровям, векам, щекам, носу, рту, подбородку все про тебя начинает понимать: прилежен ли ты, серьезен ли, бережлив, щедр, есть ли у тебя юмор. Даже форма лодыжек имеет значение.
РГ | А кто вы сама по национальному "составу"?
Тома | Папа мой русский, воронежский, из села Сомовка Добринского района. Там вся деревня носила фамилию Фомичевы, это моя фамилия по отцу. А по маме у меня такая история: моя прабабушка - француженка - вышла замуж за австрийца, потом добавились венгры, румыны. Мама случайно оказалась в Кишиневе, приехав в гости к родственникам, была отрезана войной и вышла замуж за папу. А я специально взяла фамилию той своей французской прабабушки. У нас в доме передается по наследству старинная камея бабушки - женский профиль, виноградная гроздь, серебряная оправа.
РГ | Какая национальная культура вас особенно трогает?
Тома | Я воспитана на русской культуре. Но очень много попутешествовав с "Табором...", получившим Гран-при на международном кинофестивале в Испании (я побывала с ним в 46 странах), и увидев планету, скажу: как богат мир, как богаты другие культуры! Если бы каждый народ планеты вышил свой узор на ковре, какой бы это был потрясающий ковер!
РГ | Сегодня у нас не самая безоблачная ситуация во всем, что касается национальных вопросов.
Тома | К сожалению. Я сегодня ехала с работы с таксистом-частником, он армянин. В Армении он занимался математикой. Но у него сын в 4 года стал играть в шахматы, ему посоветовали привезти его в Москву, он все бросил, приехал сюда, снимал квартиру, чтобы сын ходил в замечательную шахматную школу. Это все достойно уважения. Мне с ним было очень интересно разговаривать, я не вижу оснований для вражды и неприятия человека другой национальности.
Мне всегда смешны разговоры о чистой крови. Кто знает, кто проходил по земле, какие народы, как они все мешались в нас. Я читала очень интересный материал о том, что в нас - в характере, внешности - может выстрелить "восемнадцатое колено". Представляете!