24.01.2006 02:30
    Поделиться

    Юрий Богомолов: Жизнь противоречива, а телевидение - тем более

    Жизнь противоречива, а телевидение - тем более.

    Попереключаем?..

    Послепраздничный экран оживили вернувшиеся с каникул посвежевшие и поумневшие "говорящие головы" тех телеперсон, коих мы привыкли видеть в аналитических программах и интеллектуальных ток-шоу на канале "Культура".

    Гламуру на НТВ дадена отставка. Сгинула из эфира Ксения Собчак со "Звездным бульваром". Канула в вечность программа "Для тебя" с приятными молодыми людьми Юлией Бордовских и Игорем Верником. Ушел, но не на покой, надеюсь, а придумывать новый проект Лев Новоженов. Подвинулась "Рублевка. Life", освободив место для "Зоны". Life.

    Мне как исключительно интеллигентному зрителю ее очень рекомендовали. Анонсы.

    Но то ли вследствие избытка интеллигентности, то ли от ее недостатка находиться в зоне "Зоны" больше 10 минут за один вечер я не в состоянии. Смотреть, как маньяк-людоед роняет слюни на сокамерника, как незатейливый рецидивист вот-вот прирежет соседа, которого и без того душат и того и гляди придушат приступы астмы... И все время крики, хрипы, сипы и угрозы на фене...

    ...Меня же как последнего дебила Первый канал продолжает убеждать присоединиться к фанам "ДД". Утром, днем и вечером во всех программах под любым удобным и неудобным предлогом говорят о победном шествии по стране этого киновампира и показывают фрагменты из него. Уже и Лолита, что без комплексов, его воспела. И Алексей Пиманов, человек-закон, им восхитился. И Константин Эрнст, гендиректор канала и по совместительству продюсер "ДД", не устает им восторгаться. Это реклама, как он обмолвился в одном из интервью не за отдельную плату, а за зарплату.

    Еще на позапрошлой неделе я побился об заклад с приятелем, что Жанна Фриске (звезда "ДД") появится в программе Владимира Познера "Времена" в качестве "свежей головы". Я не угадал; в этом качестве появился Владимир Меньшов (тоже звезда того фильма).

    Серфинг на рейтинге

    Каналы, обнаружив слабости зрителей, стараются развить успех и закрепить его. Наверное, рейтинговый триумф документальных программ с криминальной начинкой поощрил НТВ заполнить будние вечера криминалом художественным - следом за "Зоной" в стык пошли "Ментовские войны". Последние даются повторно.

    Повторно прошел на Первом выдающийся по желтизне фильм "Личная жизнь королевы" о Наталье Гундаревой. И в коммерческом плане - оправданно. Рейтинг был снова высоким. А протестная волна общественности, вызванная премьерным показом, поспособствовала его очередному взлету.

    В ту же топку бульварного интереса брошена бурная частная жизнь здравствующей артистки Валентины Малявиной. Причем при ее непосредственном участии. И тоже не в первый раз. Сравнительно недавно она побывала на программе у Малахова. Зная нравы отечественных папарацци, смею предположить, что вовлечена в это сомнительное предприятие несчастная женщина была обманным путем.

    Высший пилотаж серфингиста состоит в том, чтобы, поймав волну, держаться на ней как можно дольше.

    Поймав зрителя на склонности к мистике, к магии, шарлатанству, ТВ седлает его и пришпоривает, что есть мочи. Сначала для разогрева и возбуждения запускает в эфир несколько документальных лент про экстрасенсов и аномальные явления, анонсирует ток-шоу с участием Кашпировского и Грабового, а затем на подготовленную почву, в том числе и поднятым шумом вокруг "Дозоров", выбрасывает в эфир сериал "Девять неизвестных".

    Тут уже нам предлагается крутое варево из обрывков легенд и мифов о некогда существовавшей таинственной организации "Аненербе" времен гитлеровской Германии, сверхъестественные агенты которой пытаются продолжить свои сомнительные эксперименты. Одна надежда на спецподразделение ФСБ да на мага Мефодия.

    Широк простор для искусных телевизионных серфингистов. Много волн с разных сторон накатывается на телеэкран - криминальная, бульварная, мистическая... Только взнуздывай.

    Неправильно было бы думать, что попутные ветры и течения - ерунда, пустое, лишнее. Они могут крутить мельничные колеса, электроток вырабатывать...

    Если правильно поставить парус, можно плыть против ветра, используя его силу.

    Если не заниматься пенкоснимательством с человеческих трагедий и политических драм, можно прочувствовать их глубину и обогатиться их опытом.

    Авторы трехчастного документального исследования "Ты сын и ужас мой..." затронули деликатную тему - рассказали о драматических взаимоотношениях Анны Ахматовой со Львом Гумилевым. И сделали они это так, что в их повествовании проступила высокая и фатальная трагедия. Два родных человека жили словно на разных планетах. И дело не только в расстояниях и в обстоятельствах, и даже не в колючей проволоке, что их разделяла. Дело в том, что они действительно обитали на разных планетах, существовавших в разных измерениях. Она была королевой-матерью в поэзии; он - принцем в гуманитарных науках. У каждого была своя разгадка сущностного бытия.

    Ахматова жила в поэтическом мире, ее сын - в мире науки. Как правило, эти миры дружат, сотрудничают... Но бывает, что они ссорятся и конкурируют. Как ссорятся время от времени физики и лирики. Как поссорилась актриса Аркадина со своим сыном драматургом Треплевым. Разве не из подобного "сора" бытовых размолвок, обид, предубеждений, несовпадений произросли великие трагедии "Гамлет" и "Чайка"?

    Как сказано в одной телепередаче, не было бы счастья...

    Доживем до воскресенья

    О счастье жизни при социализме и радости пользования плодами соцреалистического искусства много говорилось на этой неделе в разных углах телеэфира.

    В программе "Школа злословия" собеседником Татьяны Толстой и Авдотьи Смирновой стал Александр Иванов, известный переиздатель одиозной советской литературы и верный оруженосец Александра Проханова (в смысле издатель всех его последних сочинений). Он, как мог, старался защитить искусство соцреализма от запальчивых нападок на него своих собеседниц, делая вид, будто не понимает, какая связь между уничтожением миллионов крестьян, посадками мастеров культуры и их творчеством.

    На эту связь указал, а затем ее объяснил поэт-зэк Игорь Губерман. Произошло это уже в передаче "Апокриф". Суть его высказывания в том, что соцреализм как доктрина пытался заместить в сознании и в подсознании человека реальную действительность мифическими образцами. Петр Вайль там же прибавил: "Соцреализм - это ненужное предисловие к ненаписанным произведениям".

    Ну а художественным комментарием к этим теоретическим дискуссиям и издательской деятельности господина Иванова стала "Линия жизни" Владимира Войновича на канале "Культура" и там же показанный по его сценарию фильм "Шапка".

    Еще одним художественным комментарием к ним будет стартующая на этой неделе экранизация романа Александра Солженицына "В круге первом".

    Поделиться