Первая поправка предполагает, что налогоплательщик, не согласный с действиями фискалов, в течение пяти дней может направить в налоговый орган письменное требование с изложением сути своих претензий. Через пять дней налоговый орган должен на это требование ответить и либо подтвердить его законность, либо встать на сторону предпринимателя.
Как будет работать эта поправка. Приходят, например, налоговые органы на предприятие и говорят, что будут проводить инвентаризацию. Останавливайте, мол, производственный процесс, мы хотим посмотреть, как у вас тут все устроено. А у вас горячее производство или скоропортящаяся продукция на складе. Тем не менее налоговая инспекция требует срочной инвентаризации, чтобы понять, каковы объемы вашей выручки. Начинают срываться поставки, скоропортящиеся йогурты, к примеру, которые должны быть назавтра в торговой сети, остаются на складе. Понятно, что предприятие в этой ситуации терпит убытки. Не секрет, что в регионах такие методы используются для того, чтобы оказать определенное давление на бизнес. Что может сделать предприниматель - побежать в суд, выйти на демонстрацию. Но это длительный процесс. Предлагаемая же поправка позволит быстро реагировать на такую ситуацию.
Так вот, пришла налоговая, йогурты портятся. Предприниматель составляет акт, что он не согласен с действиями проверяющих. Пишет соответствующее заявление, отправляет его в налоговый орган. Что дает это заявление? По мнению руководителя исполкома Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Николая Остаркова, во-первых, оно фиксирует ситуацию. Теперь налоговый орган должен привести обоснование своих действий. Причем сделать это оперативно, за 3-5 дней. Если это был произвол на уровне исполнителей, то теперь он становится зафиксированным фактом. Налоговая служба должна дать разъяснения своим действиям. Дальше на основании этих материалов можно обращаться в суд. Важно, что ситуация выходит из сферы закулисной и становится формально фиксируемой, считает Николай Остарков. Эта поправка - инструмент быстрого реагирования на произвол налоговиков, подчеркивает он.
Минфин считает иначе. По словам представителя финансового ведомства, такое нововведение полностью парализует проверки. Налогоплательщики начнут оспаривать каждое требование налоговиков, и это сделает нормальную работу невозможной. С другой стороны, депутаты отмечают, что приостановка производства или финансовых расчетов еще больше затрудняет работу налогоплательщика. По мнению юристов, новая норма создает цивилизованный порядок досудебного разрешения споров.
Вносится еще одна существенная поправка. В ней речь идет о том, что налогоплательщик может подавать жалобы и другие обращения, которые должны в обязательном порядке рассматриваться налоговыми органами и минфином. Согласно ей и те, и другие органы и должны соответствующим образом реагировать на претензии налогоплательщиков или на обращения с просьбой разъяснить ту или иную налоговую ситуацию. Хотя это и зафиксировано в законодательстве, но на деле минфин может ответить, а может и не ответить на запрос. Сейчас, по словам Николая Остаркова, необходимо четко определить, на какие запросы минфин отвечает, а на какие - налоговая служба. И прописать в законе, что оба финансовых ведомства обязаны отвечать на запросы каждого конкретного налогоплательщика. Причем четко обозначить срок, в который минфин и налоговая обязаны ответить на запрос. Обсуждаются периоды в два- три месяца. Представители минфина и налоговой утверждают, что это сделать невозможно технически, но предприниматели возражают - свою отчетность они сдают в положенные сроки и налоговиков просят также отвечать на запросы оперативно.
В целом, отмечают эксперты, депутаты Госдумы потрудились очень хорошо, профессионально. И те поправки, которые предложены, продуманы даже не только с точки зрения защиты интересов налогоплательщика, но и юридически. Депутаты поработали как хорошие юристы, говорит Николай Остарков. И парламентарии радеют за то, что бы был объективно хороший, продуманный документ. Именно поэтому такой объем этих поправок. Напомним, что их более 700.
Налоговый кодекс - это документ, который делается на длительный срок. И в конце концов настало время, когда он должен стать взвешенным, продуманным. Поправки, подготовленные депутатами, защищают предпринимателей, но при этом не ущемляют разумные требования ни минфина, ни налоговых органов, считают в бизнес-сообществе.
На этой неделе налоговый подкомитет продолжит рассмотрение поправок ко второму чтению закона о налоговом администрировании. Дальше законопроект поступит в бюджетный комитет Госдумы. Следующий шаг - вынесение документа на второе и третье чтение. Эксперты прогнозируют, что, учитывая число поправок и столкновение вокруг них большого числа заинтересованных сторон, раньше марта каких-либо окончательных решений ожидать не стоит.