Информацией о необычных холодах в России переполнены французские газеты и выпуски телевизионных новостей. Коридоры Дворца Европы в Страсбурге буквально звенят от напряжения: опять российские вопросы придают забытую остроту заседаниям Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). И вновь в кулуарах ПАСЕ и на заседаниях комиссий представители России бьются со злопыхателями.
Календарь нынешней сессии ПАСЕ стал немым свидетелем этой напряженной борьбы. Уже в понедельник на первом пленарном заседании должна была обсуждаться возможность внесения в повестку дня Ассамблеи вопроса о свободе прессы в нашей стране. В среду предстоит очередное обсуждение ситуации в Чечне. Докладчиком от ПАСЕ выступает немец Рудольф Биндиг. Его в российской делегации считают давним недоброжелателем России. Свой доклад Биндиг озаглавил воинственно: "Нарушения прав человека в Чеченской Республике". Так что битва на пленарном заседании в среду предстоит ожесточенная.
Кстати, в понедельник главными "страдальцами" станут не россияне, а азербайджанцы. Существует вероятность того, что ПАСЕ не признает полномочия азербайджанской делегации. Причина - многочисленные нарушения на прошедших в Азербайджане в минувшем ноябре парламентских выборах. Отчаянные переговоры представителей официального Баку с руководством Совета Европы накануне сессии, по неофициальным сведениям, закончились фиаско.
Не исключено, что своеобразным "днем истины" для парламентариев, представляющих Россию в ПАСЕ, окажется среда. На вечернем заседании ПАСЕ намерена обсудить доклад шведа Горана Линдблада, представляющего комиссию ПАСЕ по политическим вопросам. Доклад называется "О необходимости осуждения коммунистических тоталитарных режимов".
Раздражение российской делегации вызывает сам факт постановки такого вопроса. Глава делегации Константин Косачев счел необходимым заранее специально объяснить позицию наших парламентариев, приехавших в Страсбург, российским журналистам. Он считает, что опасно ставить на одну доску тех, кто, например, боролся с нацизмом - европейских и советских коммунистов, - и самих нацистов. Россияне убеждены: в стремлении осудить тоталитарные режимы нельзя запрещать идеологию. Скажем, коммунистические партии, существующие во всех европейских странах, которые иногда были напрямую причастны к созданию тоталитарных режимов.
Правда, на условиях анонимности некоторые члены российской делегации признавались: главная опасность при обсуждении этого доклада и основанной на нем резолюции заключается в его юридических последствиях. Некоторые страны - прежде всего прибалтийские - могут постараться использовать постановление ПАСЕ для предъявления материальных претензий России за преступления советского режима, правопреемником которого объявила себя Москва после распада СССР.
Именно поэтому наша делегация в ПАСЕ приложила в последние недели немало усилий для того, чтобы на заседаниях комиссий снять наиболее резкие формулировки доклада. И это нашим парламентариям, судя по всему, удалось.
Кстати, председатель ПАСЕ Рене ван дер Линден не видит в тексте доклада ничего такого, что заставляло бы российскую делегацию опасаться. "Я считаю, - заявил он, отвечая на вопрос корреспондента "РГ", - что проект резолюции по осуждению тоталитарных режимов не дает одним государствам юридических оснований требовать у других компенсаций за преступления таких режимов".