Впрочем, заявление, проект которого подготовлен думским Комитетом по безопасности, не о шпионах. "Они были и будут", - философски признавали народные избранники. И не о неправительственных организациях, которых, как говорится, бес попутал. Оно об отношениях парламентариев России и Европы. То, как они складываются, Думе, судя по заявлению, не очень нравится. Мы к коллегам из Европы всей душой, изучаем их опыт, слушаем советы, исполняем рекомендации. А в ответ нам - камень...
Вот, кстати, о тех же неправительственных организациях. Госдума "с признательностью восприняла широкое и обстоятельное обсуждение иностранными государственными и международными институтами и организациями законопроекта, касающегося деятельности на территории Российской Федерации некоммерческих неправительственных организаций". И приняла закон - с учетом результатов этого обсуждения и в уверенности, что закон, отражающий международную практику, будет способствовать повышению доверия к деятельности НПО в России. Но "доверие к НПО как к общепризнанному важнейшему институту гражданского общества" подрывают люди, "осуществляющие разведывательные мероприятия на территории России", а заодно и финансирующие некоторые неправительственные организации. Госдума считает недопустимым "использование некоммерческих неправительственных организаций в целях, противоречащих гуманитарному, социально позитивному характеру их деятельности", говорится в заявлении. И отмечается, что "практика взаимодействия сотрудников спецслужб с НПО заслуживает осуждения парламентами государств Европы".
"Почему только Европы? А если ЦРУ будет влиять?" - спросил коммунист Виктор Илюхин.
"Будут факты по США, сделаем заявление и по США", - ответил председатель думского Комитета по безопасности Владимир Васильев.
Однако Илюхин такой перспективе не обрадовался: "Так ведь и до абсурда можно дойти - сначала заявление о недопустимости влияния спецслужб на некоммерческие организации, потом о влиянии спецслужб на наше министерство обороны, на наш депутатский корпус, и так по каждому направлению". "Я бы не хотел, - сказал Илюхин, - чтобы парламент России по оперативной информации втягивался в шпиономанию и себя дискредитировал". Илюхин не был против того, чтобы обсуждать эту проблему, но считал, что "ее надо обсуждать более глубоко", задаваясь вопросами: "Почему в России власть создала такие благоприятные условия для работы и деятельности иностранных спецслужб и различных зарубежных фондов? Почему до сих пор не пресекалась эта деятельность?" По мнению Илюхина, об этих платежных поручениях спецслужбы знали и раньше, но шпионский скандал раздули именно сейчас, чтобы отвлечь россиян от более насущных проблем. "Сегодня пол-России заморозили, тысячи граждан, которые внесли свои сбережения на покупку жилья, оказались обманутыми, растут тарифы, растет преступность. А нам предлагают заниматься шпиономанией", - возмущался Илюхин.
"Про шпионов - это, конечно, интересно,- поддержал его депутат фракции КПРФ Анатолий Локоть, - но вот в советское время подобные материалы избегали публиковать для широкой общественности. Чтобы у людей, страдающих различными фобиями, течение болезни в этот момент не обострялось". Лучше б, посетовал Локоть, "дали в свое время деньги на развитие центра Жоресу Ивановичу Алферову, он бы снабдил нашу контрразведку устройствами, в десять раз меньшими, чем те, что нам показывали".
Сомнения иного свойства высказали по поводу самой ситуации и заявления депутаты фракции ЛДПР. Алексей Митрофанов предложил дать протокольное поручение думскому Комитету по безопасности - запросить информацию в ФСБ о том, какие политические партии и серьезные организации финансируются за счет иностранных источников. "Пора чекистам, - считает Митрофанов, - найти не только "философский камень", так сказать, на улицах Москвы, но и выявить те организации, которые реально много лет контролируются из-за рубежа".
Депутат Олег Малышкин вообще удивился: "А чего это мы про шпионов ничего не рассматриваем?" По словам Малышкина, уже "назрел вопрос о создании комитета государственной безопасности". Нужен только хороший законопроект. А люди найдутся, ЛДПР готова "послать туда на работу своих лучших представителей".
Депутат Андрей Головатюк предложил запросить информацию в правительстве об экономическом ущербе, нанесенном России в результате деятельности шпионской сети во главе с английскими дипломатами. "И дальше уже предпринимать какие-то шаги, обращаться в Европейский суд, чтобы нам Англия эти долги возмещала".
Не осталась в стороне и "Родина". Андрей Савельев, выразив нежелание, "чтобы вчерашний "шпионский" скандал перерос в шпиономанию", посоветовал государственным органам более солидно реагировать на те события, которые происходят и очень сильно волнуют журналистов и так называемую международную общественность. А Михаил Маркелов предложил прокуратуре провести проверку неправительственных организаций.
Эта идея вызвала опасения у независимого депутата Геннадия Селезнева: таким образом можно подвергнуть тотальной проверке, бросить тень на все неправительственные организации, большинство из которых делает хорошее доброе дело и ни с какими спецслужбами не связано. Владимир Рыжков при этом заметил, что нельзя делать заявлений, основываясь на слухах, а не на фактах.
Владимир Васильев объяснил еще раз, что Дума никаких выводов не делает, она лишь беспокоится о судьбе демократии и гражданского общества и информирует европейских коллег, которые должны знать, куда тратятся деньги их налогоплательщиков.
Заявление поддержал 401 депутат, против было шестеро, воздержалось пятеро.
Кстати
Вчера в Санкт-Петербурге российский президент выступил на пресс-конференции, дав свою оценку скандалу вокруг деятельности британских спецслужб. "Мы не собираемся нагнетать обстановку и не намерены портить отношения с нашими партнерами, мы хотим только одного: чтобы к нам относились так же, как мы относимся к участникам международного общения - с уважением", - заявил Владимир Путин. Президент также пояснил, почему Российская Федерация не решила до сих пор вопрос о высылке британских разведчиков: "Действительно, в последние десятилетия сложилась практика, когда разведчики, которые работают под дипломатическим прикрытием, высылаются из страны. Ну, вышлем мы этих разведчиков, приедут другие, может быть, умных пришлют. Намучаемся потом искать их".
И хотя он явно старался сдерживаться, все же он не мог не выразить сожаления произошедшими событиями: "Прискорбным является то обстоятельство, что происходят попытки работать с НПО с помощью инструментов спецслужб и что осуществляется финансирование НПО по каналам спецслужб, думаю, мы не вправе сказать, что в данном случае деньги не пахнут. Благородные цели не могут достигаться негодными средствами". Собственно, именно этот скандал и объясняет причины, по которым был принят парламентом и подписан президентом закон, регулирующий деятельность неправительственных организаций. В то же время Владимир Путин пообещал лично поддерживать НПО, невзирая на подобные инциденты.