По мнению администрации, вина осужденного предпринимателя в том, что он хранил запрещенные документы. За это Михаил Ходорковский переведен из обычного барака колонии в специальную камеру.
Среди запрещенной для арестантов литературы на руках у Михаила Ходорковского были обнаружены даже приказы Минюста России. "В ходе проведенного обыска сотрудники колонии обнаружили у Ходорковского и изъяли два приказа Министерства юстиции РФ и утвержденные им инструкции, касающиеся прав осужденных, содержащихся в исправительных колониях", - утверждают защитники осужденного предпринимателя. Правда, эти документы не вошли в перечень того, что можно иметь при себе заключенному. Формально он должен читать и хранить их в специально отведенных местах, например, в сейфе гражданина начальника. И читать, когда положено, а не когда заблагорассудится, на то и режим.
- Начальник колонии города Краснокаменска принял такое решение, на что имел полное право. Ходорковскому уже объявляли выговор. Он помещен в штрафной изолятор за хранение запрещенных документов и предметов, - заявил директор Федеральной службы исполнения наказаний Юрий Калинин. По его словам, вопрос выдворения Ходорковского в штрафной изолятор рассматривала административная комиссия.
Если в бараке у Михаила Ходорковского было несколько десятков соседей, то в камере штрафного изолятора сидят всего двое: собственно Ходорковский и какой-то менее известный узник. Штрафной изолятор - это маленькая тюрьма на территории колонии. От остальной зоны он огорожен колючей проволокой.
В советские годы само слово "шизо" (сокращение от "штрафной изолятор") звучало угрожающе. До 1988 года арестантов там держали впроголодь. Кроме того, у заключенных отбиралась вся одежда и выдавался лишь легкий хлопчатобумажный костюм зимой и летом. Арестантов не выводили на прогулку, им не давали постельное белье и матрас. Но с 1992 года многие ограничения были отменены.
Теперь в штрафной изолятор разрешено пригласить адвоката. А само наказание можно даже обжаловать в суде, чем, кстати, и собираются заняться защитники Ходорковского. Правда, пока суд да дело, отсидеть все равно придется.
Все, кто содержится в штрафном изоляторе, не могут читать газеты и смотреть телевизор. Потому что ничего этого там нет. В шизо также действует запрет на чтение любой литературы, за исключением религиозной и юридической, необходимой для составления жалобы.
Сегодня в штрафных камерах не морят голодом и вроде бы не морозят. Основная пытка - пытка скукой. Режим соблюдается строго: утром подъем, койки привинчиваются к стенке, и чем хочешь, тем и занимайся на узком пятачке в четырех стенах. А заниматься там особо нечем. Ну разве что на прогулку придется сходить один раз в сутки на час.
По нормам осужденные в штрафных изоляторах обеспечиваются жилой площадью в 2 квадратных метра, если в камере несколько человек. В одиночной камере на человека должно приходиться не менее четырех квадратных метров.