Не секрет и то, что проблема создания новых образцов гражданских самолетов стала для нашей страны почти неразрешимой. Виной всему, как считается, - рыночные отношения между производителями и потребителями. Если потребители (авиакомпании) еще могут себе позволить купить новый отечественный лайнер, да и то желательно в рассрочку, то финансировать его разработку и серийное производство - вряд ли. У самих же авиастроителей на проектирование, испытания и запуск самолета в серию просто нет средств.
Решить вопрос помогла бы лизинговая схема финансирования долгосрочных авиастроительных проектов, в которой гарантом выступало бы государство, но такой лизинг у нас пока в зачаточном состоянии и проблемы не решает. А если Россия вступит в ВТО, то поддержка государством гражданского авиастроения будет вообще запрещена законодательно, и тогда...
Так что же - тупик? Лишь на первый взгляд. Недавно США продемонстрировали и нам, и всему миру, как можно обойти строгие законы ВТО и поддержать гражданскую авиацию. Идея проста - через военные заказы.
Сегодня ничто не мешает нам по примеру американцев подступиться к обновлению ветшающего парка авиалайнеров с военной взлетной полосы
На сайте InsideDefense.com на днях размещена неприметная информация под заголовком "Пентагон ускоряет планы создания нового бомбардировщика". В ней сообщается, что в США начаты работы над ударным самолетом дальнего радиуса действия. Тем самым на 20 лет ускоряются планы модернизации бомбардировочной авиации, ранее намеченной аж на 40-е годы ХХI века.
Формально цель работ - увеличение эффективности действий ВВС США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В четырехлетнем оборонном обозрении (Quadrennial Defense Review (QDR)), которое планируется представить конгрессу США в феврале 2006 года, будет предложено перенести дату создания нового бомбардировщика с 2037 на 2018 год. Предполагается, что новое поколение бомбардировщиков будут отличать способность оставаться в воздухе длительное время, летать на очень дальние расстояния без дозаправки и нести большое разнообразие вооружений.
Неожиданное решение Пентагона специально для "РГ" комментирует один из ведущих экспертов в области вооружений, бывший заместитель министра промышленности, науки и технологий РФ Леонид Сафронов.
- Известно, что в США было построено 193 бомбардировщика В-52 модификации В-52G и 102 В-52Н. Эти "летающие крепости", к которым справедливо добавляется уточнение "супер", разрабатывались полвека назад, но боевые возможности сохраняют и по сей день. К более современным и скоростным бомбардировщикам относятся В-1 и В-2, спроектированный по технологии "Стелс". В строю сегодня находится 92 В-1. Точное число "невидимок" В-2 неизвестно, но запланировано было построить 132 машины.
Вывод очевиден: сегодня флот бомбардировщиков ВВС США самый крупный и совершенный в мире. В нынешнем виде он может эксплуатироваться, по крайней мере, еще лет 30 - оборонная достаточность страны в этом сегменте будет обеспечена полностью. Так что чисто теоретические военные угрозы для США в Азиатско-Тихоокеанском регионе необходимости срочного создания некоего супербомбардировщика не объясняют.
На мой взгляд, причину внезапного пересмотра программ военного строительства в американских ВВС надо искать отнюдь не в военной сфере. Ведь создание новых проектов в области бомбардировочной авиации объективно дает мощный толчок для гражданской авиатехники. За океаном давно обеспокоены бурным развитием последней в Европе. На удар, нанесенный европейской EADS, выпустившей на рынок сразу три новых дальнемагистральных самолета: А-340,
А-350 и А-380, Boeing ответить не смог. Прозвучали лишь обещания создать удлиненную версию В-747 (В747-8) и через пару лет поднять в воздух новый В-787 Dreamliner, который многие специалисты рассматривают лишь как копию А-350 - авиалайнера, успешно утверждающегося на рынке уже сегодня. В 2005 году компания Airbus продала 387 авиалайнеров и по объему продаж третий год подряд обгоняет Boeing.
Проиграть огромный рынок гражданской авиации Старому Свету за океаном не захотели. И правильно сделали. Но какая сила может обеспечить взлет авиационного суперпроекта? Как ни странно, но только появление военно-воздушной суперкрепости нового поколения. В итоге США решили компенсировать наметившийся перекос в пользу Европы вложением бюджетных средств в технологии создания дальнемагистральных самолетов будущего.
Отметим одну особенность этой дорогостоящей военной операции. США не только инициаторы создания ВТО, но и строго следят за соблюдением ее устава. На малейшие нарушения утвержденных мировым сообществом правил за океаном реагируют очень бурно. Между тем, устав ВТО не допускает вложение государственных средств в гражданское авиастроение.
И в США нашли законное решение для защиты рынков своих авиастроительных корпораций, точнее, одной из них, за счет бюджетных средств - начало субсидирования по военному бюджету проекта создания бомбардировщиков нового поколения (ВТО это не запрещает). Исполнителем госзаказа станет Boeing. Если новая программа будет утверждена, то Пентагон со свойственным ему размахом профинансирует и развитие сверхмощного двигателестроения, и создание новых конструкционных материалов, и разработку аэродинамических схем, а также многое другое, без чего немыслима авиация нового века. Итогом же всех этих капиталовложений и научных исследований, выполненных как бы в интересах военных, вполне может стать настоящий прорыв на мировом рынке гражданских самолетов.
К сожалению, представители Министерства обороны РФ, по крайней мере, до последнего времени никак не увязывали военную тематику с гражданской. Координации планов развития гражданских и военных авиационных программ с момента развала СССР у нас нет. Между тем существовавшая когда-то Военно-промышленная комиссия при Совмине СССР готовила и контролировала выполнение именно таких программ, и результаты были налицо.
Практически все советские гражданские самолеты имели военные версии. К примеру, первый наш пассажирский реактивный Ту-104 был гражданским аналогом бомбардировщика Ту-16. А знаменитый Ту-114 - это стратегический бомбардировщик Ту-95. Такая практика у нас сегодня потеряна.
А вот в США даже аэро-такси King Air, выпускаемое тысячами, имеет военные аналоги и сотнями закупается ВВС США. Кстати, этот небольшой самолет экспортируется в качестве военного в десятки стран, в том числе в Алжир, Аргентину, Ирландию, Японию. Ярчайший пример смешанного финансирования проектов.
Сегодня ничто не мешает нам по примеру американцев подступиться к обновлению ветшающего парка авиалайнеров с военной взлетной полосы. Именно продукция двойного назначения - тот конек, который может вывести наш гражданский авиапром из глубокого штопора.