В самом деле, многие европейские страны накрыла волна арктических морозов, неделю назад прокатившаяся по России. И страны ЕС болезненно, хотя и по-разному, реагируют на украинский произвол. Если Польша в уменьшении поставок прямо обвинила "Газпром", заявив, что ее не интересуют возникшие у того проблемы, то комиссар Евросоюза по энергетике Андрис Пибалгс лишь "выразил надежду" на урегулирование "второй серии" газового конфликта.
Но становится все более очевидно, что сломить "принципиальность" Киева, явленную миру во всем блеске в декабре-январе, будет нелегко. Учтем, что "несанкционированный отбор газа", еще месяц назад без обиняков называвшийся "Газпромом" воровством, не был прекращен Украиной и после жесткого заявления в среду министра промышленности и энергетики Виктора Христенко о том, что за отобранный сверх контракта газ будет выставлен счет. Христенко призвал также Украину уменьшить потребление этого вида топлива.
Вчера стало ясно, что в Киеве предпочли "не услышать" ни того, ни другого. Более того, Сергей Куприянов был вынужден опровергать утверждения должностных лиц Украины о якобы заблаговременном согласовании с "Газпромом" сверхлимитного отбора газа: "На наш взгляд, крайне сложно назвать согласием ежедневные телеграммы с требованием ограничить потребление газа, вернуться к контрактным объемам ежесуточного потребления газа". Что же до ограничений потребления на Украине газа и частичном переходе на уголь, то об этом несколько раз говорил как о деле решенном и.о. премьер-министра Юрий Ехануров. Только вот каждый раз после объявлений о такой "гибкости" "Газпром" радовал общественность известиями об "исчезновении" газа. Вот и вчера представитель газового концерна сообщил: "На сегодняшний день свою январскую квоту Украина уже полностью выбрала, и газ, который мы дополнительно поставляем сейчас в направлении Украины для европейских потребителей, до западной границы Украины не доходит".
На этом фоне забавно выглядит вчерашнее сообщение "Интерфакс-Украина". Оказывается, наиболее значимым для Украины событием в 2005 году стало "решение Европейского союза о предоставлении ей статуса страны с рыночной экономикой".