Причем сделал он это с особой изощренностью. Вроде бы, наконец-то одобрив перед новым годом очередной вариант среднесрочной программы, отдохнув, подписал документ, в который аппарат правительства внес несчастливую для министра финансов и министра экономического развития и торговли цифру.
Но главный финансист Алексей Кудрин, для которого появление этого предложения в окончательном варианте среднесрочной программы явилось полной неожиданностью, не оставил попыток изменить цифру. Он напомнил, что "предложение о снижении НДС до 13 процентов было исключено как неэффективное еще на этапе обсуждения программы, в том числе и в аппарате правительства на совещании у вице-премьера Александра Жукова". Все это ни к чему хорошему не приведет, уверял глава минфина, заметив, что "в конечном счете через пару лет нам придется снова повышать НДС". Поддержать коллегу-финансиста решился и Герман Греф. Он, как и Кудрин, считает непродуманной записанную меру по снижению НДС до 13 процентов. "Это наша совместная позиция", - заявил стойкий дуэт.
Но дело сделано. И зря главный экономист радовался столь быстрому избавлению от многострадальной среднесрочной программы, измученной премьером. Фрадков все равно сделал по-своему.
Фрадков решил призвать в центр и губернаторов, тем самым воплотив в жизнь идею расширенного правительства. Но кабинет не только расширился на 88 губернаторов, повысилась и ответственность министров, поскольку теперь каждый из глав регионов на заседании может во всеуслышанье рассказать о том, из-за действий главы какого из министерств страдает экономический рост субъекта.
Настояв на снижении НДС до 13 процентов, Фрадков предупредил, что министерства и руководители регионов должны обеспечить в текущем году своевременный и качественный сбор налогов в бюджет, а также равномерное расходование выделяемых им бюджетных средств в течение всего 2006 года. Премьер напомнил, что доходы федерального бюджета на 2006 год запланированы в объеме 5 трлн. 46 млрд. рублей, а расходы - 4 трлн. 270 млрд. рублей.
С докладом о мерах по выполнению федерального бюджета в 2006 году вместо отправившегося в Париж министра финансов Алексея Кудрина выступила замминистра финансов Татьяна Голикова. Впрочем, для нее эта работа не новая - цифры бюджета она знает чуть ли не наизусть. Поскольку же сразу после финансового отчета министр образования и науки Андрей Фурсенко должен был выступить в качестве первопроходца, отчитавшись о деятельности своего министерства за год, Голикова напомнила, что министерство финансов уже перечислило в регионы около 4 миллиардов рублей на реализацию национального проекта "Образование". Эти деньги пойдут на выплаты учителям за классное руководство.
Однако дебют главного по науке, так же как и губернатора Воронежской области, явно не удался. Хоть Фурсенко и заверял, что министерство реализует все поставленные перед ним задачи, это было малоубедительно для присутствующих представителей науки и образования. По словам Фурсенко, министерство определило в качестве приоритетов пять задач. Среди них обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения, потребности экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах, фундаментальности и практической направленности образовательных программ. После чего Фрадков поинтересовался у министра, можно ли реализовать поставленные задачи на практике. "Мы реализовываем это на практике. Успех зависит от того, как мы сотрудничаем с регионами. Мы считаем, что успех будет, потому что мы сотрудничаем тесно", - довольно путано разъяснял Фурсенко.
Необходимо также создать условия для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, развития и эффективного использования научно-технического потенциала и для активизации инновационной деятельности, продолжал министр перечислять задачи, практически не изменившиеся с годами. Но несмотря на то, что в докладе большая часть бюджетных средств расписана по конкретным программам, вице-премьер Александр Жуков указал на отсутствие показателей, которые характеризовали бы качество образования.
Губернатору Воронежской области Владимиру Кулакову повезло еще меньше. Фрадков, нисколько не церемонясь, заметил, что "картинка, нарисованная главой региона - детский лепет". Хотя глава региона рассказывал о проблемах области и необходимости технического перевооружения ОАО "Воронежское авиастроительное объединение", строительства новых энергоблоков Нововоронежской АЭС, а также неразвитости транспортной инфраструктуры. "Первый блин, может быть, и комом получился, но не надо драматизировать ситуацию и перечеркивать ту работу, которая проделана", - подбодрил премьер губернатора. "Я пытаюсь оправдать, но это слабое утешение на самом деле, - продолжал глава правительства. - Координация слабая, приоритеты не расставлены". Досталось и минрегиону за недостаточную проработку вопроса. "Если мы ставили задачу подставить минрегион - мы эту задачу решили. А минрегион - вы уж сами делайте выводы", - посоветовал Фрадков. Но при этом губернатора все же успокоил, заметив, что поставленные им вопросы без ответов не останутся.