27.01.2006 02:10
    Поделиться

    В кинотеатрах начинается показ фильма "Сволочи"

    Со 2 февраля в лучших кинотеатрах России - премьера фильма "Сволочи"

    В ролях: супер-звезды Андрей Панин, Андрей Краско, а также юные звезды Александр Головин и Сергей Рыченков.

    "Ни любви, ни тоски, ни жалости..."

    "Этими словами Константина Симонова герой Андрея Панина - полковник Вишневецкий объясняет своим инструкторам стиль отношений с юными воспитанниками диверсионной школы.

    "Уличные озлобленные волчата. Мальчишки, которые были детьми, попадают в школу, где готовят диверсантов, где из них готовят профессиональных убийц".

    1943 год. Количество беспризорных детей в районах эвакуации составило более 670 тысяч человек. Бездомные подростки, которые не боятся "ни Бога, ни черта", группируются в уличные банды, грабят дома и продовольственные склады.

    Но до этого было постановление ЦИК.

    По постановлению ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 года "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних" за совершение особо тяжких преступлений дети приравнивались к взрослым, вплоть до высшей меры наказания, в соответствии с УК СССР.

    Но в наркомате внутренних дел СССР было принято решение смягчить судьбу малолетних преступников и дать им шанс искупить свою вину перед Родиной. Для этого были разработаны рекомендации по созданию диверсионно-разведывательной школы для малолетних преступников, которым грозит высшая мера наказания. Теперь у обреченных на казнь есть выбор, шанс...

    ...После неудачного ограбления, во время которого были убиты сторож и милиционер, беспризорники Котя - "художник" и вор-карманник Тяпа попадают в КПЗ. Впереди - суд, колония, а может быть, и "вышка". Но в это время в алма-атинскую тюрьму приезжают сотрудники органов, которые отбирают подростков-сирот для участия в секретном проекте. После обучения в спецшколе им предстоит выполнять различные диверсионно-разведывательные операции.

    В лагере, раскинувшемся высоко в горах, сволочи-малолетки, как их называют взрослые, проходят настоящую школу жизни. Лишенные материнской ласки и отцовской руки, подростки, получив злобу вместо нежности, обретают в спецшколе наставников, которые готовят из них диверсантов-"профи".

    Но смерть дышит в затылок... "Люди проверяются на прочность".

    Два главных героя Котя и Тяпа, прошедшие за свою недолгую жизнь почти все круги ада, поначалу хотят сбежать из лагеря, но, понимая безысходность ситуации, отказываются от намеченных планов и до конца проходят подготовку в школе. За время пребывания в спецлагере, общаясь с добрым и открытым завхозом дядей Пашей, мальчишки получают недополученное тепло родительской любви.

    ...Военный самолет уносит группу диверсантов-малолеток в снежные Альпы...

    Это первое и последнее задание мальчишек, в котором они погибают.

    ...Погибают магазинный вор Принц, ломщик Бабай, форточник Шкетяра, рыночный карманник Окунь, грабитель Кучер...

    В живых остались только двое. Можно бежать, можно спастись, по тайным альпийским тропинкам пробраться в ближайшее селение и раствориться в море жизни. "Мы должны отомстить за ребят!" Котя и Тяпа взрывают секретную базу воздушного наведения и связи. Неуязвимый "Гефлюгельхоф" уничтожен! Истекающий кровью Котя приказывает Тяпе уходить...

    С вершины горы, под которой остался раненый Котя, сползает снежная лавина... Мальчики теряют друг друга из виду".

    Несмотря на жесткую канву произведения, фильм "Сволочи", по мнению актера Андрея Панина, все-таки "фильм жестко красивый".

    Александр Атанесян много работал с Параджановым, а Параджанов - режиссер красивых фильмов. Человек после просмотра фильма может быть задумается, что жизнь на земле скоротечна. Человек начинает жить, когда вспоминает: "Ой, мне же совсем мало осталось жить!"

       место съемок

    "...Высота - 2300 метров. Рядом Арагац - 3500 м над уровнем моря - вершина, ставшая самой высокой в Армении после того, как турки отобрали Арарат. Внизу - живописное ущелье Амберт. Справа - развалины крепости Ашота Железного IX века, которая, говорят, остановила самого Тамерлана. На горизонте - Арарат. Где-то далеко внизу - Ереван. А здесь, в горах, устроили спортивную площадку: брусья, турники, канаты. Окрестности озера Севан превратились в австрийские Альпы. Там снимали высадку юных диверсантов возле немецкой военной  базы "Гефлюгельхоф", взрыв базы и отдельно - эпизод с несчастным случаем на тренировке. На съемки был доставлен огромный кран, который был использован в "Титанике".

    Прежде чем оборудовать съемочную площадку, три месяца пришлось расчищать от снега дорогу, которую открывают только с середины апреля, а съемки должны были к тому времени уже начаться.

    "Здесь было абсолютно пустое место, - рассказывает художник-постановщик Максим Фесюн, - чтобы построить лагерь, нужно было поднять наверх каждый гвоздь и доску. Зайцы очумелые, лисы к нам на свет выходили, кто-то даже волков видел. Места-то заповедные: когда дорогу прокладывали, птицы с ума сошли - под колеса бросались. Дорогу под снегом мог найти только один тракторист в деревне. Потом по этому коридору со снежными двухметровыми стенами одних камней 50 грузовиков наверх подняли, не считая остального: бревен, деревьев и всего, что нужно для тренировочного лагеря. А потом все декорации разобрать и вниз спустить надо, чтобы все осталось, как до нашего прихода..."

    Александр Атанесян: Война и вина

       мнение режиссера

    Андрей Панин: "...Горы. Мы снимали возле замка, который в свое время не стал брать Тамерлан, прошедший мимо. Что ж, его можно было понять: замок окружают крутые обрывы".

    Мосфильм. 2006 год. Январь. Я сижу в кабинете режиссера фильма Александра Атанесяна.

    - Почему вы согласились снимать фильм по повести Владимира Кунина "Сволочи", где описана, говорят, одна из жизней самого писателя?

    - В феврале прошлого года мне дали почитать книгу Владимира Кунина. Я, честно говоря, заранее не хотел фильм снимать.

    - О чем книга? - спросил я человека, который мне предложил это сделать.

    - О войне...

    Я принес домой книгу, куда-то бросил, даже читать не стал.

    Потом думаю: дай-ка пробегу глазами, чтобы аргументированно сказать: "Нет!" Начал читать и не смог остановиться.

    - Чем "зацепила"?

    - У повести "Сволочи" - жесткий сюжет, идеально просчитанный, яркие образы, сюжет, органично катящийся к финалу, и очень нестандартная ситуация. А я ее сделал еще более нестандартной.

    - Как?

    - Я убрал единственную женскую роль... Даже лица женского нет. Мне показалось, что женская линия уводит от главного сюжета.

    Владимир Кунин, на мой взгляд, политизировал ситуацию. И очень мало описано состояние детей. У нас с ним даже возник конфликт. Кунин говорил, что дети - преступники и уже ничего детского в них нет. Но человек есть человек, закрыт он замазкой преступника или нет.

    - Вы разругались?

    - Нет, поскольку Кунин живет в Мюнхене. Он прислал письмо, что ни одного слова переписывать не будет, хотя ему предложено было много поправок. А по контракту продюсер имеет право привлекать другого сценариста но, я сценарий переписал .

    Книга, на мой взгляд, начинается унизительно для ветеранов: в элитных войсках Москвы перед 9 Мая со всей страны собирают ветеранов, и молодой лейтенантик учит их маршировать - они готовятся к Параду Победы. Лейтенантик обменивается репликой с другим лейтинантиком, мол, собрали инвалидов...

    Даже если это правда, я не могу о ветеранах ни думать так, ни снимать. И всю эту сцену я убрал. Но не бывает, чтоб все было гладко.

    - Лагерь был на самом деле?

    - На самом деле было то, что мы заявляем в начале фильма. В 1943 году в районах эвакуации - 670 тысяч беспризорных детей. Это статистика ВЦИК (сейчас гораздо больше. - Прим. авт.). Что такое беспризорные дети в 1943 году, когда страна живет по карточкам, а паек - прерогатива органов соцобеспечения? Где берут еду нигде не прописанные беспризорники?

    - Воруют.

    - 670 тысяч беспризорных детей - это 670 тысяч потенциальных преступников. Часть из них были очень серьезным уголовным контингентом. Сталину была направлена докладная записка, что дети в районах эвакуации объединяются в банды, занимаются грабежами, буйствами. Что они грабили? То, что можно продать. Эти места жесточайше охранялись.

    В 1935 году было постановление, подписанное Калининым, о том, что дети-преступники в ряде преступлений приравниваются к взрослым начиная с 14 лет.

    В 40-м году вышел указ, в котором говорилось, что дети, причастные к крушениям поездов, приравниваются к преступникам.

    В 41-м году вышел указ Калинина: по всем уголовным преступлениям уголовная ответственность начинается с 14 лет, вплоть до высшей меры наказания.

    Это правда.

    Кунин утверждает, что он был в таком лагере. Он - человек взрослый, ему - под восемьдесят. Нет оснований не верить, хотя документального подтверждения нет. А что "Мастер и Маргарита" - это правда?

    - Правда. Борьба между светлыми и темными силами - реальна.

    - Согласен. Вот мы и говорили, как в черном не потерять светлое. Понятием правды оперируют историки и публицисты - и то они запутались. А мы оперируем системой образов - мы хотим создать эмоционально-визуальный ряд.

    - О чем, на ваш взгляд, эта история?

    - О братстве двух мальчиков. О том, как Костя Чернов по кличке Кот, вор-рецидивист, опекал Вальку Тяпкина по кличке Тяпа. И, оказавшись в ситуации, когда грозил расстрел (они ограбили продовольственный склад и убили сторожа), у них был выбор: или идти под расстрел, или идти в лагерь, попробовав искупить свою вину перед Родиной.

    Конечно, мальчики-преступники выбрали второе - жизнь. И как они прожили эту жизнь - рассказывает фильм. Показать: как они спасали себя - своих друзей - свои души.

    -Как подбирали актеров?

    - Разогнали ассистентов по всей стране, по детским домам, где живет Сережа Рыченков. Ребята оказались замечательными, мы боялись, как 60 человек подростков проживут полтора месяца в горах. Ни один из страхов не оправдался. Никто никого не обидел... Сережа Рыченков - закрытый. Я его боялся приближать, помня слова Экзюпери: "Мы в ответе за тех, кого приручили". Если бы он был без братьев, я бы его усыновил. Я для них - фигура серьезная, они тянулись ко мне, но я не переступал черту.

    - Вы в свое время открыли Андрея Панина и теперь с ним не расстаетесь.

    - Мне легко с ним. Он пластичен. Он понимает с полуслова. Он гениальный актер. Я работал с Андреем Тарковским, и однажды ему на встрече со зрителями пришел вопрос: "Как вы работаете с актерами?" Он ответил: "Я не работаю с актерами. Я стараюсь найти актера, точно соответствующего образу".

    - Вы утверждаете, что дети сегодня могут составлять национальную идею...

    - Национальной идеей может быть семья. Я - армянин и принадлежу к древнему народу, у которого главным считается семья. Конфуций утверждал, что у человека на первом месте должна быть семья, на втором - община, на третьем - государство. Семья - это не сожительство двух людей, это потомство. Это когда люди объединяются вместе, чтобы рожать детей. И если государство понимает такую логику, оно должно помогать семьям.

    Андрей Краско: Это правда

    - Вы так много снимаетесь, что спите прямо в самолете, в перерывах между съемками?

    - Иногда сплю в поезде.

    С той же съемочной группой, что сняла "У-Ю", мы сделали фильм "Сволочи". Это военное время. Лагерь для детишек-уголовников. Их натаскивают для работы в диверсионных группах, делают из них детей-камикадзе. Именно тогда, когда люди попадают в экстремальные ситуации, про каждого становится понятно, что он собой представляет. Здесь, в лагере, перед лицом смерти можно мстить, можно льстить, можно остаться сволочью, а можно стать героем. Многие пацаны не выдерживают. Самоубийство, убийство при попытке к бегству, убийство из мести, расстрел предателя...

    - Это было правда?

    - Я вполне верю. У Рогожкина есть сценарий, который назывался "Дом". Он не стал по нему снимать - перегорел. Эта история о том, что в Мурманске в районе порта были публичные дома для моряков. Если представить, что в советские времена в порту работал публичный дом, укомплектованный комсомолками, которые обслуживали американских моряков, английских, у нас все могло быть.

    - Кто ваш любимый режиссер?

    - Мне везет. Я работаю с теми, кто мне нравится. Пока, слава Богу, востребованность у меня высокая.

    - Это верно, что прежде чем прийти в кино, вы перепробовали множество профессий?

    - Работы не было. Хватал, чтобы выкарабкаться. Просто выживал.

    - Первая ваша роль?

    - Самая первая - вгиковский дебют Алексея Лебедева (сын Евгения Лебедева), где играл сапера. Это была тридцатиминутная картина. Затем была большая роль в фильме "Прорыв" Дмитрия Святозарова про аварию в Ленинградском метро.

    - Вы дома часто бываете?

    - За последние полгода два раза. Один раз - один день, другой раз - два дня. Года два без отпуска.

    - Как вы отдыхаете?

    - Как в анекдоте. Я не напрягаюсь.

    - Но вы счастливы, что много работаете?

    - У меня смысл жизни в работе. Для кого-то семья на первом месте, для кого-то - дом, для меня - работа и чтобы все остальное не мешало.

    - У кого хотели бы сняться?

    - У Тарантино. Я могу работать в любой эстетике, если бы было интересно.

    - Кого вы из современных писателей читаете?

    - Сорокина. Улицкую люблю. Буковского, Булгакова. Было интересно сначала читать Пелевина, потом поспокойнее стал к нему относиться. У Сорокина, несмотря на его внешний эпатаж, есть мысль, интересные повороты сюжетов. Я снимался в фильме "Копейка" по его сценарию, познакомился с ним лично. Владимир Сорокин чем-то схож со Шнуром, лидером группы "Ленинград". В их произведениях обилие матерных слов, а в жизни это интеллигентные люди. Шнур в жизни ругается меньше меня.

    Сергей Рыченков: Все сволочи - и взрослые, и дети

    ...Москва, интернат для сирот, 2006 год, январь, мороз. Тяпа - Сергей Рыченков живет в интернате.

    Актовый зал интерната. Ко мне приводят Сережу, который сыграл одну из главных ролей в фильме. Меня предупреждают, что можно говорить только о фильме и нельзя говорить о прошлой жизни подростка - как он попал в этот московский интернат, что на окраине Москвы. Но я знаю, что у Сережи Рыченкова, сыгравшего беспризорника, очень трагичная личная жизнь. При живых родителях (папа - в тюрьме, мама - неизвестно где) трое братьев Рыченковых оказались в интернате. У Сережи добрые глаза.

    - Сережа, помнишь, как тебя позвали сниматься в кино?

    - Пришли в интернат ассистенты по актерам. Я прошел кастинг. Мне дали текст. Я его выучил. Это был самый трудный эпизод, как мы лежим раненые, истекающие кровью и разговариваем. Напарника моего сыграл Саша Головин из "Ералаша". Ему 16 лет, он уже снялся в "Кадетах".

    - Ты знал, о чем фильм?

    - Как в войну ловили маленьких мальчиков и отправляли в горы, в лагерь, там их учили стрелять. Их посылали на смерть. Нас было 13 пацанов - чертова дюжина. Живых осталось двое, как в "9 роте". Когда мы все прыгали с парашюта - все пацаны раскрыли парашют раньше, их заметили и расстреляли в воздухе... они на землю приземлились уже мертвыми. Мы с Котей выжили.

    - А кем они потом стали в жизни?

    - Ветеранами.

    - А кем бы ты хотел быть?

    - Я не решил.

    - Ты сам домысливал за своего героя или все делал четко по сценарию?

    - Домысливал. Но я знал, что мой герой попал в банду к Коту, и вместе с Котом они попали потом в лагерь. Это было в 1943 году. И согласились они идти в этот лагерь, чтобы потом сбежать на волю. Герой Андрея Панина посылал нас на задания. Безжалостно и жестко, он говорил, что нашим героям не надо доверять - они же рецидивисты. Одному мальчику из-за такого обращения не хотелось в этом лагере жить, и он покончил с собой.

    - А с кем понравилось работать в паре?

    - С Краско (дядя Паша). Передайте ему привет. Он нам сочувствовал. По крайней мере он ждал нас с задания.

    - А Панин играл негодяя?

    - Да. Если бы мы выжили, для героев Панина и Краско было бы хуже, мы бы об этом лагере когда-нибудь рассказали. Этот лагерь был секретным и незаконным.

    - Существует теория белых и рыжих клоунов, которые в каждом человеке. Панин белый или рыжий?

    - Белый, он - гордый...

    - А Краско?

    - Тоже белый.

    - Тренировок было много?

    - До съемок мы ездили на скалодром, где нас учили лазить, как по горам.

    - Тебе нравился твой герой?

    - Он очень злой и жестокий, а я в жизни не жестокий. Я бы никого не смог убить. Он был вором.

    - Какой у тебя характер?

    - В соответствии с переходным возрастом.

    - А ты куришь?

    - Да.

    - Давно закурил?

    - Месяца три назад.

    - Чему научил тебя твой герой?

    - Ничему. Все - и взрослые, и дети - ведут себя, как сволочи. Я по сюжету фильма убиваю сторожа. Я играл не самого себя и я своего героя не оправдываю. И я от своего героя ничего не взял и ничего не перенес в интернатскую жизнь.

    - О чем ты мечтаешь?

    - Избавиться от лени.

    - Твой самый хороший поступок?

    - Я учителям подарков на День учителя накупил на заработанные деньги. Но я не все деньги потратил.

    - А куда ты их дел?

    - Я на них хочу мебель купить в квартиру, которую мне дать должны по достижении 18 лет.

    - Что бы ты пожелал другим?

    - Чтобы такого кошмара, который я пережил в жизни, ни у кого не было. Чтобы не было ни войны, ни горя...

    - Что бы ты хотел изменить в прошлой жизни?

    - Оценки.

    Поделиться