Как стало известно "РГ", Министерство юстиции РФ готовит проект исполнительного кодекса, который предусматривает, в том числе, и введение института частных судебных исполнителей. Об этом сообщил статс-секретарь - заместитель министра юстиции РФ Евгений Забарчук на совещании в Главном управлении Федеральной службы судебных приставов по Москве. По его словам, уже создана рабочая группа, и по плану в конце года документ будет представлен на обсуждение в правительство.
- Возможно, в законопроекте будет предусмотрено и введение института частных приставов в той или иной форме, - сказал Евгений Забарчук. - Однако в любом случае останется и государственная служба судебных приставов.
Конечно, словосочетание "частный судебный пристав" звучит непривычно для российского уха. Многих предложение не столько подкупает, сколько пугает своей новизной. Не рванут ли в новый бизнес бригады братков, которые в принципе сейчас занимаются тем же самым: выбивают долги за "небольшой" процент, но нелегально? Не получится ли, что бандиты получат лицензию на беспредел? Такие опасения есть у некоторых противников нововведения. Однако в минюсте призывают не пугаться этой инициативы. Бита не станет оружием частного пристава, действовать бизнесменам-исполнителям придется строго по закону. Убеждать вернуть долги придется силой закона, а не угрозами или силовым давлением.
Кстати, минюст не изобретает велосипед, а использует мировой опыт. Во многих европейских странах уже давно есть такая профессия - "частный судебный пристав". В пример можно привести Финляндию, Чехию, Францию, многие другие страны. К слову, в Чехии раньше были большие проблемы со взысканием долгов: все девяностые годы местные предприниматели жаловались, что легально взыскать долг практически невозможно. Много мелких предприятий обанкротились, потому что не получили от разного рода мошенников и жуликов оплату за свои товары и услуги. Даже само государство, в лице управлений по налогам и сборам, часто не могло взыскать долг с человека, если тот уклоняется от его добровольной уплаты. В итоге кредиторы прибегали к услугам разных "охранных агентств", где крепкие ребята решали проблемы (и создавали при этом новые). Не правда ли, это что-то сильно напоминает?
Поэтому российские предприниматели и сами не раз предлагали приватизировать, образно говоря, судебных исполнителей. По проекту, который сейчас обсуждается, служба судебных приставов поделится частью своих полномочий в пользу индивидуальных предпринимателей. Естественно, заниматься подобным бизнесом сможет не любой человек. И требования будут жесткие: специальная подготовка (отнюдь не физическая, а юридическая) - им придется сдавать экзамен, получать лицензии. За ними будет установлен строгий контроль. Частники смогут работать индивидуально или объединяться в фирмы.
В государственной службе тоже без работы не останутся. Охрану судов и судей коммерсантам не доверят. По-прежнему государственные приставы будут взыскивать долги в пользу государства. Впрочем, и любые другие решения судов могут пересылаться в государственную службу. У любого гражданина, победившего в суде, будет выбор, куда идти с приговором: в частную службу приставов или в федеральную.
Но, оговоримся, - пока это только проекты. А скептикам минюст предлагает посмотреть на нотариусов: когда-то и они были сплошь государственными служащими. И точно так же были противники, выступавшие против создания института частных нотариусов. Более того, многие опасения оказались верны: криминал действительно попытался использовать частников в нехороших целях. Однако правоохранительные органы навели порядок, ведь лицензии на преступления нотариусы не получали. Не получат эту лицензию и частные приставы.
А государственная служба, как предполагают в минюсте, получит дополнительные полномочия. Например, право на оперативно-разыскную деятельность. На этом давно настаивают в минюсте, однако другие правоохранительные органы возражают. "Федеральная служба судебных приставов подготовила ряд проектов поправок в законы, в том числе в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Закон об оперативно-разыскной деятельности, - сказал один из руководителей ФССП России. - Мы не видим помощи от других правоохранительных органов, которые должны по нашим запросам заниматься оперативными мероприятиями. Поэтому мы добьемся права на оперативно-разыскную деятельность. При этом мы не претендуем на право на оперативно-технические мероприятия". То есть ставить жучки и прослушивать телефоны приставы не будут. А вот внедрять агентов в фирмы-должники - это вполне возможно.
При этом главным оружием пристава должна стать вежливость. Например, в Москве в прошлом году было наказано 34 пристава за некультурное обращение с гражданами. А чтобы приставы знали, как надо себя вести с людьми, в ближайшее время минюст планирует выпустить специальную инструкцию для приставов, больше напоминающую правила хорошего тона. "Факты волокиты и грубости надо пресекать на корню", - сказал замминистра юстиции Евгений Забарчук.
Досье "РГ"
В прошлом году Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Москве взыскало более 300 миллиардов рублей. Фактическим исполнением окончено более 140 тысяч исполнительных производств. В базу данных должников внесено более тысячи актов описи и ареста имущества должников. Реализовано имущества на сумму около полутора миллиардов рублей. Органами дознания службы судебных приставов в Москве возбуждено 85 уголовных дел.