Инициатива Харпера уже вызвала серьезное недовольство Вашингтона. Яблоком раздора между США и Канадой стал Северо-Западный морской проход, который канадцы считают своими территориальными водами. В то же время руководство США полагает, что этот водный путь расположен не в канадских, а в международных водах.
"Наша страна не признает притязаний Канады на эти территории", - заявил посол США в Канаде Дэвид Уилкинс. Он добавил, что своими действиями Оттава провоцирует "несуществующую проблему" в отношениях между двумя странами.
Харпер не оставил слова американского дипломата без ответа. "Американцы защищают свой суверенитет, а канадское правительство будет защищать свой", - заявил премьер.
Канадские власти утверждают: во времена "холодной войны" в их территориальные воды периодически наведывались подводные лодки из США, России, Великобритании и Франции. По мнению нынешнего руководства страны, подобные "визиты" происходят и сейчас.
Для того, чтобы противодействовать таким вторжениям, Харпер собирается увеличить присутствие военной техники в северных водах. В частности, он намерен разместить в этой зоне три тяжеловооруженных ледокола и целую сеть пунктов прослушивания.
В результате глобального потепления Арктический регион приобретает все большее стратегическое значение. Благодаря таянию льдов северные морские пути все чаще становятся доступными для судоходства. По подсчетам ученых, к 2050 году они будут свободны от льда 100 дней в году (сегодня только 20). В этом случае владельцы этих вод смогут в перспективе получать ощутимую прибыль от навигации.
комментарий |
Анатолий Колодкин,
профессор, президент Ассоциации морского права России:
- Северо-Западный проход расположен в двух различных по своим характеристикам водах. Это и территориальное море Канады, и исключительная экономическая зона этой страны. Режим прохода судов в этих двух пространствах совершенно различный. Как гласит 58-я статья конвенции ООН по морскому праву 1982 года, в экономической зоне сохраняется свобода судоходства. А в территориальном море действует право мирного прохода.
Но в данном случае речь идет о проливе. Следовательно, на все это пространство, независимо от того, относится ли оно к экономической зоне или к территориальному морю, распространяется режим так называемого транзитного прохода, существующего в международных проливах.
Согласно конвенции, нельзя допускать какого-либо препятствования транзитному проходу. Тот факт, что канадские власти намерены установить в водах Северо-Западного прохода как минимум три тяжеловооруженных ледокола и сеть пунктов прослушивания, можно считать определенным ограничением и мирного прохода, и свободы судоходства.
Этот вопрос затрагивает в том числе и интересы России, поскольку действия Оттавы могут создавать помехи для прохода российских торговых судов. В то время, как конвенция ООН гарантирует в подобных случаях беспрепятственное передвижение.