По мнению первого замминистра экономического развития и торговли Ставрополья Виктора Миленина, канал глубиной 16 и шириной 70 метров протяженностью 640-650 километров, соединяя два моря, пройдет по Дагестану, Калмыкии, далее - по линии Манычских озер в калмыцко-ставропольском приграничье и по Ростовской области до "стыковки" с азовским устьем Дона. "Новый проект, - утверждает В. Миленин, - способен обеспечить социально-экономическое развитие не только Ставропольского края, но и России в целом. Он откроет новые возможности во внешней торговле, в международном туризме в ЮФО. Претворение его в жизнь даст возможность создать сотни рабочих мест сразу в нескольких районах края и соседних регионах". Главным же транзитным портовым узлом нового канала, по экспертным оценкам минэкономразвития, должен стать г. Дивное (на границе Ставрополья с Калмыкией). Уже завершается бизнес-резюме проекта, а после его утверждения, предварительно запланированного, повторим, на первый квартал 2006 года, объявят конкурс для компаний, которым будет предложено подготовить бизнес-план с обязательным учетом экологических, социальных и т. п. факторов. Проект, как считает В. Миленин, "имеет шансы на реализацию и в свете принятия летом 2005 года Закона "О концессионных соглашениях". Идеей уже интересовались некоторые арабские и израильские фирмы, которые намерены приступить к подробному изучению проекта".
Как уже сообщала "Российская бизнес-газета", российское правительство готово направить 70 миллиардов рублей формируемого Инвестиционного фонда в те субъекты, где эти деньги окупятся реальной отдачей и своевременной окупаемостью. Администрация же Ставропольского края на такую политику откликнулась едва ли не первой (еще в октябре 2005-го), выдвинув идею упомянутого канала и предварительные предложения по его созданию.
Примечательно, что такой канал планировали построить в 1930-х, затем в первой половине 1960-х годов, но отказались по экологическим причинам, важнейшая из которых - превращение большей части Каспия и Азовского басейна в "Новый Арал" с окончательной гибелью тамошних осетровых и других биоресурсов. Специалисты прогнозировали также усыхание или загрязнение большинства рек и других естественных водоемов между Каспием и Азовским морем с очевидными социально-экономическими и экологическими последствиями для этого региона.
Однако, помимо экологических проблем, существует и целый комплекс экономических. В частности, рост грузопотоков, достаточный для быстрой окупаемости нового канала, едва ли возможен из-за проблем в Босфоре - Дарданеллах, где Турция, как сообщали "РБГ", под любыми предлогами ограничивает именно российский внешнеторговый транзит, особенно нефтяной.
мнения экспертов |
Н. Гулиева, Х. Исмаилова, Н. Алиев (Азербайджан),
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО "ЦЕНТРАЗИЯ":
- Россия вознамерилась построить к 2007 году новый канал, соединяющий порты Астрахань и Ростов-на-Дону, и пользоваться им из "иногосударств" будет иметь право лишь Казахстан, которому уже переданы письменные гарантии неограниченного доступа к этому маршруту. Новый канал позволит Казахстану не только беспрепятственно доставлять свою нефть в Черное море, минуя нефтепровод Баку - Джейхан, но и избежать строительства соединительного подводного (через Каспий) нефтепровода Актау - Баку для того же маршрута (т. е. Баку - Джейхан). В случае реализации идеи строительства нового судоходного канала "Каспий - Черное море", последний будет рассчитан на проводку судов более крупных, чем те, проход которых допускается по Волго-Донскому каналу. Это позволит россиянам переводить в Каспийское "море-озеро" суда большого водоизмещения, что будет в принципе невыгодно потенциальным конкурентам.
Н. Никитин,
ДОЦЕНТ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА:
- На Ставрополье в начале 1990-х годов уже была попытка строительства другого канала на границе Ставрополья и Калмыкии: "Волга - Чограй". Его начинали строить и раньше. Проложив-таки 60-80 км в начале 90-х годов, его забросили, но тогда практически полностью там были уничтожены редкие животные и рыбы, занесенные в Красную книгу, а выделенные ресурсы разворованы. Строительство же нового канала принесет, скорее, вред: во-первых, строительные работы будут препятствовать стокам подземных вод, усугубятся заболачивание и загрязнение местности, где уже никогда не будет никакой флоры и фауны. Во-вторых, Приманычская впадина - место зимовки редчайшей водоплавающей дичи - будет уничтожена. Есть все шансы превратить Ставрополье в безжизненную пустыню.
Б. Голубов,
КАНДИДАТ ГЕОЛОГО-МИНЕРАЛОГИЧЕСКИХ НАУК ИНСТИТУТА ДИНАМИКИ ГЕОСФЕР РАН:
- Как показали детальные исследования, Каспий соединялся с Азово-Черноморским бассейном: эта связь за последние 2,8 млн. лет неоднократно прерывалась и возобновлялась. Оказалось, что в прошлом Каспий, север которого достигал нынешней Казани (!), сбрасывал свои воды именно по Манычу в Азовское - Черное моря, а не наоборот, как многим представлялось. Но "чаша" Каспия порой переполнялась и даже переливала свои воды через Маныч и подземные пути в Азово-Черноморский бассейн. Сейчас биологи и экологи сокрушаются по поводу чужеродных "вселенцев" в Каспий и Азовское море, доставляемых через канал "Волга - Дон" на днищах судов вопреки карантинам и запретам. А что будет после сооружения канала?..