Новости

31.01.2006 05:00
Рубрика: Власть

Каждому свое

Минэкономразвития и Росстат по-разному оценивают итоги года

А уж прогнозы министра экономического развития и торговли в последнее время подвергают сомнениям не только глава правительства Михаил Фрадков, но и Росстат. Буквально перед наступлением нового года главный экономист рассказывал о том, что, по оценкам его ведомства, рост ВВП по итогам года может составить 6,4%. И президент тут же отреагировал на вселяющую оптимизм цифру: "Это несколько выше, чем запланированные параметры". Действительно, у власти появился повод для радости: ведь официальный прогноз минэкономразвития по росту ВВП в 2005 году составлял 6%. Подоспел и Росстат, посчитавший, что за 9 месяцев 2005 года этот показатель на 0,3% превысил запланированные минэкономразвития цифры и составил 6,2%.

Однако на прошлой неделе стало ясно, что российская экономика не вписалась в оптимистичные прогнозы главного экономиста. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) обнародовала предварительные итоги по темпам роста ВВП в 2005 году: 6% по ВВП и 4% по росту промышленного производства. А с подобными темпами роста ВВП никакого удвоения даже к 2012 году не случится.

Но Греф так просто не сдается, и вчера на совещании у президента он вновь настаивал на том, что по итогам 2005 года рост ВВП в России окажется больше прогнозируемого, а рост промышленного производства будет меньше. Формулировка до крайности странная, ведь понимать ее можно по-разному. Достаточно вспомнить, что по прогнозу минэкономразвития рост ВВП должен составить 5,9%. Поэтому даже 6%, озвученные Росстатом, выше прогноза. А уж 6,4%, на которых настаивает Греф, просто значительно превышают запланированные показатели.

Единственное, что признал главный экономист, так это стагнацию российской промышленности. Несмотря на то, что рост промышленного производства в декабре составил 4,6%, а за год - 4%, это оказалось меньше, чем прогнозировалось. Большинство экспертов надеялись, что темпы промышленного производства все же дотянут до 4,2 процента. Однако не случилось. "Это связано с падением темпа роста добычи полезных ископаемых", - пояснил главный экономист. По его словам, в 2005 году рост добычи полезных ископаемых - за исключением нефти, объемы добычи которой увеличились на 2% - был нулевой.

Впрочем, это был, похоже, единственный пункт, в котором мнение Росстата совпадало с оценкой минэкономразвития. Опять, видимо, в стране кто-то считать не умеет. Если, по версии Грефа, реальные доходы населения в минувшем году выросли на 8,8%, а реальная зарплата - на 9,7%, то, по оценке главы Росстата Владимира Соколина, "рост реальных доходов населения составил лишь 8,3%".

- На 10,5 % выросли инвестиции в российскую экономику; это на 1 % ниже, чем в прошлом году, - с сожалением констатировал главный экономист. Причем, в том, что российская экономика впала в такое состояние, Греф винит увеличение импорта, которое в прошлом году проходило ускоренными темпами (28%).

- 28 процентов - это слишком много, это в том числе результат укрепления национальной валюты, - поддержал главного экономиста Владимир Путин.

- Да, и нам есть, с чем поработать по таможенному администрированию, - посыпал голову пеплом Греф. - Хотя темпы роста импорта неплохо снижают инфляцию, важно сохранить нормальные условия для конкуренции.

Пока же Греф работает над совершенствованием условий для конкуренции, министр финансов Алексей Кудрин переписывает Бюджетный кодекс. Причем главный финансист объясняет это тем, что Бюджетный кодекс, вступивший в силу в конце 90-х годов, серьезно устарел. "С тех пор многое изменилось - проведено разграничение полномочий, прошла значительная часть налоговой реформы", - пояснил Кудрин. Однако новая версия по большей части будет состоять лишь из поправок к документу, который 6 февраля будет внесен в правительство. Среди новшеств Бюджетного кодекса "более строгое разграничение полномочий". "Это изменение и к планированию, и к 3-летнему плану, новые подходы в межбюджетных отношениях, уточняются права субъектов Федерации", - заметил глава минфина. То есть "государство должно точно знать, сколько оно платит", поэтому в документе определен "ряд вопросов, связанных с планированием в социальной сфере". "В целом прозрачность государственных органов, их эффективность возрастет", - убежден Кудрин. "Надеюсь, что это приведет к положительным результатам, от того, как государство работает со своими финансами, зависит самочувствие экономики и социальной сферы", - резюмировал трогательную речь главного финансиста Путин.

Однако проблемы экономики померкли на фоне трагедии, случившейся с солдатом-срочником Андреем Сычевым в Челябинском танковом училище. Министр обороны Сергей Иванов в отличие от первых дней, когда публично объявил, что ничего не знает об этой истории, поскольку, видимо, там нет ничего серьезного, в то время как об этом уже узнала вся страна, теперь знает все. Знает об этой трагедии и президент, оценивший ее как "преступление".

Вчера Владимир Путин дал главе министерства обороны ряд поручений. Во-первых, оказать возможное содействие Генпрокуратуре в полном расследовании этого уголовного дела. Во-вторых, представить предложения правового и организационного характера для улучшения воспитательной работы в армии и на флоте. И "оказать помощь семье пострадавшего Андрея Сычева, в том числе в решении жилищного вопроса". На что Иванов заверил президента, что пострадавшему солдату будет оказана вся необходимая, в том числе и медицинская помощь.

- Разумеется, - жестко ответил президент.

Кстати

Татарстан, возможно, станет примером для подражания всех регионов страны. На очередном совещании по взаимодействию центра с регионами, которое в Белом доме по понедельникам проводит премьер-министр Михаил Фрадков, вчера изучали так называемую систему индикативного государственного управления, применяемую в Татарстане. Само по себе индикативное управление есть не что иное, как плановое регулирование экономического развития по достижению определенных параметров (индикаторов). Эта система была запущена в Татарстане еще в 1999 году. Татарская концепция индикативного управления основана на сравнении показателей, отображающих в количественной и качественной форме состояние экономики республики в целом, районов и городов, министерств и предприятий, с пороговыми значениями, установленными постановлениями правительства. Поскольку за несколько лет система, по сути, себя оправдала, предложение Шаймиева было принято и в центре. Теперь правительство задумалось над положительным опытом Татарстана и готово растиражировать его в других регионах. Да и не только там. Не исключено, что и Грефу придется немного подучиться. Как заметил Фрадков, возможно, кабинет министров даст рекомендации, которые можно будет учесть в разделе "Управление" среднесрочной программы социально-экономического развития России, разработанной в главном экономическом ведомстве.

Власть Работа власти Госуправление Правительство Минэкономразвития Правительство Минобороны
Добавьте RG.RU 
в избранные источники