Без комментариев
Пресс-служба Черноморского флота несет почти бессонную вахту. Провести мониторинг свежей прессы. Отразить шквал звонков. Оформить доступ на объект российским журналистам (при мне программу "Вести" сменила программа "Сегодня") и прикрепить к ним сопровождающего офицера. А еще совещания в штабе, ежечасные вводные, инструктаж и накачка... Полный аврал!
Вы можете спросить, и вам ответят, сколько маяков находится в ведении Черноморского флота и каковы ежегодные траты на их обслуживание. Но события вокруг ЧФ его пресс-служба не комментирует.
- Российский министр обороны заявил, что у охраны гидрографических объектов Черноморского флота есть все полномочия, предусмотренные Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил РФ. Означают ли его слова, что при попытке проникновения на охраняемую территорию российские военнослужащие готовы открыть огонь на поражение?
- Без комментариев.
- Ялтинский маяк и другие объекты гидрографии являются собственностью России или взяты ею в аренду?
- Без комментариев.
К российским репортерам офицеры пресс-службы относятся как к коллегам, в информации не отказывают, прояснить обстановку охотно помогают, но просят на них не ссылаться. С официальными комментариями не выступает и командующий Черноморским флотом адмирал Александр Татаринов. По проблеме маяков Россия сейчас высказывается только с верхних "палуб" - Минобороны и МИДа.
Черноморский фронт
Как только министр обороны РФ Сергей Иванов дал понять, что Россия будет охранять свои маяки по всем требованиям воинского устава, его украинский коллега Анатолий Гриценко призвал не пугать граждан по обе стороны границы: "В отношениях между нашими странами существует множество проблем, но ни одна из них не выводит эти отношения на уровень вооруженного столкновения".
Подобная риторика призвана успокаивать. Но обычно она достигает обратной цели. Украинские националисты из УНА-УНСО тотчас объявили мобилизацию молодежи на защиту украинских интересов в Крыму. Об этом на пресс-конференции в Киеве заявил лидер УНА Юрий Шухевич: "Мы всегда говорили, что готовы бороться с Россией, но Россия забыла это. Мы обучали молодых людей, чтобы они отстаивали украинские интересы". Боевая соратница Шухевича Наталья Чангули добавила: "Не надо вынуждать ветеранов УНА брать российских морпехов в плен".
Прошел еще один день, и Украину облетело сообщение, распространенное крымским агентством "Новый регион": "Милицейский спецназ прибыл в Крым для подготовки штурма маяков, используемых Черноморским флотом". Корреспондент агентства ссылался на источник в украинских силовых структурах. Этот источник будто бы сообщил: "Главной задачей прибывшей группы спецназовцев является скрытная разведка подходов к маякам, охраняемым морскими пехотинцами ЧФ. В ходе разведки бойцам поручено также снять на видео подступы к охраняемым зонам. В дальнейшем спецназу поручено доложить полученную информацию в Киев, где в скором времени может быть принято решение о штурме объектов".
В те же дни жители города Геническа Херсонской области обнаружили у себя в почтовых ящиках листовки, распространенные якобы Партией регионов. Ее лидер Виктор Янукович "обращался" к "жителям малороссийского и новороссийского краев" с сообщением, что российское руководство "приняло решение о введении на территорию Малороссии - Украины ограниченного контингента российских войск и спецподразделений ОАО "Газпром" с целью установления контроля над жизненно важными для России газовыми трубопроводами". Граждан уведомляли, что "под контроль российских миротворцев также будут взяты здания профильных министерств и основных государственных учреждений Малороссии - Украины в строго определенных зонах ответственности".
На другой стороне листовки под российским двуглавым орлом была напечатана инструкция "Как вести себя во время зачистки российскими миротворческими войсками вашего города от террористов". Помимо советов "сохранять спокойствие", "не препятствовать продвижению российского контингента и спецподразделений" жители Геническа получили и строгое наставление: "В первые 14 дней миротворческой операции российских войск и частей "Газпрома" вы обязаны прийти в ближайший штаб миротворцев и сообщить фамилии, имена и отчества, а также приметы активистов "оранжевого" движения, которых знаете". Там был еще коллаж с изображением лидера Партии регионов и президента России. Его предлагалось предусмотрительно вырезать - "это фото может сохранить вам жизнь во время зачистки, и его необходимо иметь при себе вложенным в паспорт или иной документ, удостоверяющий личность".
Похоже, нынешняя избирательная кампания на Украине проходит "з видьмогой" лишь местных пиарщиков: наши так грубо уже не работают.
Собственно, именно это - грядущие выборы в парламент - и заставляет украинских политиков создавать штормовые условия Черноморскому флоту России. "Накануне парламентских выборов может возникнуть в Крыму серьезный политический и социальный, возможно, даже горячий конфликт, - трубит тревогу лидер партии "Вече" Инна Богословская. - В Крыму тихо-тихо рождается новая Чечня". Три источника, три составные части назреваемой "новой Чечни" тут же и названы: "Это, во-первых, жесткое политическое влияние России и крымско-татарских организаций. Во-вторых, влияние арабских государств (по данным г-жи Богословской, в большинстве мечетей Крыма избрали имамов арабского происхождения. - Прим. "РГ"). И третья сила - реанимированные бандитские и пробандитские структуры".
Однако в Крыму хватает и добровольцев, выходящих с плакатами: "Руки прочь от российского Черноморского флота!". Более сотни крымских коммунистов и активистов движения "Наследники Богдана Хмельницкого" провели пикет у маяка на мысе Сарыч. А так называемое альтернативное правительство Крыма (АПК) установило блокпост возле села Пятихатка Красноперекопского района. "Мы открыли первый блокпост на въезде в Крым, - оповестил население глава АПК, депутат Верховной рады Крыма Владимир Казарин. - Мы сделали это потому, что объявляем Крым территорией украинско-российской дружбы и заявляем, что провокаторам, которые пытаются нашу дружбу разрушить, въезд в Крым запрещен". По словам Казарина, этот пост - бессрочный. "Он будет находиться здесь до тех пор, пока руководство Украины не перестанет идти на поводу у провокаторов с радикально украинской идеей". "Премьер-министр" сообщил, что его "правительство" намерено установить подобные посты еще и в Ялте и на мысе Сарыч. "Мы встанем тут живым барьером!"
Черноморский фронт открыт. По одну его сторону - боевики УНА-УНСО, по другую - непрошеные защитники. Пока Москва и Киев на самом высоком уровне трудно ищут взаимоприемлемые подходы к обострившейся проблеме, уже стараясь избегать необдуманных действий, неосторожных слов, в Крыму вовсю идет политическая пальба. Ситуация такова, что один дурацкий выстрел с борта какой-нибудь красноперекопской шаланды может потопить две дипломатические эскадры, по мере сил стремящиеся выйти на встречный курс.
"Живу я здесь"
С офицером пресс-службы ЧФ едем на Херсонесский маяк. Основанный в 1816 году, он входил в реестр Черноморской базы Русского флота. В справочнике "Путешествие в Крым" 1913 года издания запечатлелась былая идиллия: "Херсонесский мыс и маяк. Сюда изредка ездят полюбоваться открытым морем и посмотреть устройство маяка (3 версты от Казачьей бухты, 15 верст- от Севастополя, 6 руб. - на извозчике с простоем 2 часа). Смотритель или кто-нибудь из служителей могут дать самовар, но провизию надо иметь с собой. От маяка берег круто поворачивает на юг..."
...Берег круто поворачивает на юг, и путь преграждают три поставленные на широкое ребро бетонные плиты. За ними - железная решетка ворот. На воротах табличка: "Запретная зона". А у входа - намертво впаянное, проржавелое: "Территория Министерства обороны СССР. Гидрография КЧФ", где "К", если кто забыл, означает - "Краснознаменный".
- Стой! Кто идет?
Теперь - только так. Охрану несут офицер и два матроса морской пехоты. Охрану поставили после того, как на территорию маяка стали пытаться прорваться активисты украинского молодежного движения "Студенческое братство".
- В октябре было дело, - вспоминает Александр Кощеев, старший механик маяка. - Я дежурил по городку, а тут - они. Стали требовать, чтоб их пустили. Это, мол, украинская территория, а мы - граждане Украины, мы здесь живем, имеем право ходить, где нам хочется. Я отвечаю: "Я тоже гражданин Украины и тоже здесь живу, но пустить вас сюда не могу. Потому как это территория российского маяка". В общем, сцепились мы...
Александру Кощееву - 44 года. На маяке он двадцать лет. Живет в маячном городке, представляющем собой не очень просторную, огороженную со стороны суши территорию. На ней - сам маяк, три жилых дома (два - на 16 квартир и один - на 6), котельная, хоздвор с вольерами для кур и кроликов. Магазина нет. Есть ларек за воротами. Он работает два часа утром и столько же - вечером. В Севастополь отсюда можно добраться автобусом, раньше ходил городской, теперь его сменила частная "маршрутка".
Персонал, обслуживающий маяк, состоит из десяти человек. Это технические специалисты - инженер, техники, электромеханики. И еще десять работников - слесари, кочегары, электрики - представляют коммунальные службы. Жены, дети - само собой.
Устроиться на маяк для жителей Севастополя и окрестностей считается фантастической удачей. Зарплата механика - 700 гривен (140 долларов). Едва ли не вдвое больше, чем у такого же механика за воротами городка. Платит маячникам Минобороны России.
- Здесь люди работают десятилетиями, - говорит начальник маяка Анатолий Шуневич. - Все сроднились друг с другом. Квартиру можно не запирать...
- А как получить тут работу?
- Никак. Все вакансии заняты. Я даже дочку свою устроить не могу. Отсюда никто не уходит. А если и уходит, так только на пятый километр.
- Это куда же?
- На городское кладбище.
В техническом помещении маяка висят потреты Владимира Путина и российского министра обороны Сергея Иванова. Отдельно, на стене, - плакаты с изображением Государственного флага и герба России. Там же вывешен текст Государственного гимна России.
- Зачем? Вы же граждане Украины.
- Ну как вам сказать? Да, мы по паспорту украинские граждане, но...
С этим "но", как с занозой в сознании, сегодня живет большинство севастопольцев.
Столб с лампочкой
Спор о маяках должен разрешиться на заседании подкомиссии по Черноморскому флоту, созданной в рамках межгосударственной комиссии Ющенко-Путиным. Заседание намечено на середину февраля. Позиция Украины пока неизменна: маяки - наши, они подлежат возвращению. Министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк заявил: "Россия незаконно удерживала все объекты навигационно-гидрографической службы. В данном случае идет законный правовой процесс в русле законодательства Украины. Нет никаких правовых оснований, чтобы Россия могла утверждать, что эти объекты имеют какое-то отношение к Черноморскому флоту". По мнению украинского МИДа, ссылки Москвы на межгосударственное соглашение по Черноморскому флоту, подписанное в 1997 году, неосновательны. Потому что, считают в Киеве, ни один из маяков не включен в документ о разделе ЧФ и отсутствуют акты об аренде.
Москва утверждает обратное: именно в базовом соглашении о разделе ЧФ (оно действует до 2017 года) отдельным пунктом прописана аренда всех навигационно-гидрографических объектов, в том числе и захваченного Украиной Ялтинского маяка. Тем не менее Россия готова обсуждать эту тему. Российский министр обороны Сергей Иванов так и сказал: "В базовом соглашении между Россией и Украиной, где названы все объекты гидронавигационного обеспечения, записана возможность в будущем заключить отдельное соглашение по объектам навигационного обеспечения флота. Эта работа ведется, она приостанавливалась и возобновлялась. Российская сторона готова активно продолжать переговоры".
Словом, Россия и Украина теперь попытаются подписать отдельное соглашение по маякам. Кому и зачем оно требуется? Кому и зачем нужны сами маяки? И вообще о них ли спор?
Если отрешиться от юридической казуистики, прекратить дотошно вчитываться в текст соглашения по ЧФ на предмет изыскания в нем противоречий и несообразностей, взглянуть на ситуацию незашоренным оком, тотчас станет понятно: гидрография ни при чем. Какие маяки?! Утрата контроля над крымскими гидрографическими объектами, равно как и приобретение его, не может отразиться на безопасности мореплавания что для российских судов, что для украинских. Современные технологии навигации позволяют флотоводцам спокойно обходиться без всяких маяков. Сегодня маяк - расхожий символ морской романтики, и только. Нынешним мореходам нужен маяк не более, чем нынешним же хлебопекам мельница. И то и другое радует глаз, пробуждает ностальгические чувства, но к современному ремеслу мореплавания или хлебопечения уже отношения не имеет.
Маяки ни при чем. Суть этого спора, напоминающего перетягивание морского каната, предельно ясна. Украина, как суверенное государство, не желает мириться с базированием у своих берегов чужого военного флота и пытается найти поводы избавиться от него. А Россия не может согласиться с тем, что гидрографические объекты ЧФ с его боевыми кораблями будет контролировать страна, стремящаяся в НАТО, куда не сегодня завтра Украину, наверное, примут.
"Да бог уж с ними, с маяками, - сказал мне один из офицеров ЧФ, капитан первого ранга. - Что такое маяк? Столб с лампочкой. И вот из-за этих столбов такая свара. Как объекты гидрографии, они, в общем-то, не нужны ни нам, ни Украине. Но сегодня у них политическое предназначение". Я спросил, в чем оно. Он ответил: "Создавать напряженность".
Справка "РГ"
Гидрографическая служба Черноморского флота располагает 16 маяками на территории Крыма. Все 16 маяков, в том числе 8 с военными городками, имеют российский статус и по базовым соглашениям от 1997 года используются совместно. Это означает, что обслуживают и ремонтируют объекты, в том числе и маяки, представители Черноморского флота, а гидрографическую информацию получают и Россия, и Украина.
Все маяки, в том числе и Ялтинский, зафиксированы в перечне объектов гидрографии, которые Россия арендует и вносит ежегодную плату в размере 98 млн. долларов. Министр обороны Украины Анатолий Гриценко не исключил, что арендная плата за использование объектов в Крыму Черноморским флотом России может быть увеличена до 400 млн. долларов в год, то есть в 4 раза.
Годичное обслуживание маяка в зависимости от класса и количества работающих обходится от 130 тыс. до 260 тыс. гривен. А весь маячный сбор поступает в казну Украины.