31.01.2006 01:00
    Поделиться

    Экспертам предстоит выбрать 160 лучших учителей Воронежской области

    Как известно, расходы на отрасль в федеральном бюджете 2006 года выросли на 47 процентов. Если потратить деньги только на повышение зарплаты, пусть даже до достойного уровня, очевидно, что не произойдет главного - позитивных изменений в системе образования. И поскольку проблем достаточно, они накапливались годами, то и решать их лучше системно. Такую задачу ставит проект, в котором красной нитью проходит главная мысль - качественно учить и воспитывать учеников, используя для этого все достижения педагогической науки, возможности интернет-образования. Предварительные критерии конкурсного отбора есть, но без замечаний и дополнений учительской общественности из регионов министерство образования и науки РФ решило их не запускать. Речь идет о материальных стимулах, достаточно больших. Классный руководитель (если в классе городской школы не менее 25 учеников и более 14 - в сельской) будет получать за воспитательную работу вознаграждение в 1000 рублей в месяц. На январь в школах области насчитали 12773 классных руководителей. Их ответственность за класс возрастает кратно, потому и воспитание детей названо "приоритетом из приоритетов". Финансы на первый квартал уже перечислены в регионы.

    Серьезнейший конкурсный отбор предстоит пройти учителям, претендующим или выдвинутым педколлективами школ на звание лучших. Им обещается разовое вознаграждение в 100 000 рублей. А лучшие школы, то есть самые передовые, использующие инновации, в которых детям комфортно и интересно учиться, где ребята не склонны прогуливать уроки, а наоборот, с увлечением занимаются и показывают ошеломляющие результаты на различных предметных олимпиадах, где обязательно имеется компьютерный класс, получат вознаграждение в 1 миллион рублей.

    По квоте министерства Воронежской области предстоит определить 160 лучших учителей и 160 лучших школ. Осталось выяснить, кому конкретно можно вручить эти премии? Сколько участников обсуждения критериев, столько и предложений. Скажем, есть и такое: образовательное учреждение может получить один миллион рублей, если успешность учеников выбранной школы подтверждается на протяжении 10 лет. Вариантов много. Но в одном сходятся все: критерии выбора должны быть объективными, справедливыми и демократичными.

    Прямая речь

    Марина Картавцева, народный учитель СССР:

    - Учитель делает главную работу. Он должен научить людей быть счастливыми. Решение педагогических проблем не в количественных параметрах - сколько учителей получат вознаграждение. Это попытка поднять авторитет педагога. Но, тем не менее, жаль, что основная масса учителей останется, как говорят, при своих интересах. Это архиопасно - отсутствие стимула в работе. Поэтому задача - максимально объективно подойти к определению критериев отбора, чтобы выборы были очевидными и демократичными. На мой взгляд, следует повысить стаж претендента на звание лучшего учителя с трех лет до 10, учесть при этом не только его участие в семинарах, конференциях и т. д., но и наличие печатных трудов, по методике преподавания в первую очередь. А также, считаю, обязательно наличие государственных и отраслевых наград и высшая квалификационная аттестация в табеле о рангах.

    Олег Мосолов, начальник отдела образования Бобровского района:

    - Одна из целей национального проекта в образовании - формирование гражданского общества. Не надо ограничиваться президентскими премиями. Поощрять лучших учителей должны и муниципалитеты.

    Светлана Порядина, директор хохольского лицея, кандидат педагогических наук:

    - При выборе кандидата на поощрение из районных школ стоит учитывать особенности менталитета сельских жителей. Награда учителю в 100 тысяч рублей, несомненно, вызовет много разговоров и пристальное внимание к личности педагога. Меж тем, именно в селах на слуху имена лучших учителей. Это надо учитывать. Положение о конкурсном отборе должно быть в каждой школе на видном месте. Кандидатуру при открытом или тайном голосовании должны поддержать не менее 50 процентов педколлектива. В число конкурсантов, как мне кажется, следует включить социальных педагогов, логопедов, вожатых, психологов, работающих в школах.

    Светлана Смирнова, директор воронежской гимназии имени Басова:

    - Премия - не грант, который дается под специальный проект. Давайте дадим учителю, ее получившему, право истратить эти деньги по своему усмотрению. Еще я не согласна с правом конкурсантов на самовыдвижение. Имена лучших должны называть педагогические коллективы при учете мнения родителей.

    Тамара Бирюкова, председатель обкома профсоюза работников образования:

    - Выбор лучшего преподавателя должен быть, прежде всего, справедливым. У каждого эксперта есть свое видение идеала, и не исключено, что талантливого педагога могут оценить не объективно или он не попадет в поле зрения судей. Они должны быть независимыми. А что касается выбора лучших школ, то я предлагаю считать участниками отборочного конкурса школы, обучающие детей- инвалидов, интернаты. И обязательно включить в условия наличие коллективного договора. Кроме того, школы, претендующие на премию президента, должны иметь свои проекты, направленные на улучшение материально-технической базы, здоровья учащихся и т. д. Эксперты, дающие оценку учебному заведению, имеют право поинтересоваться, на что будет потрачен миллион рублей.

    Поделиться