Очередная "большая" пресс-конференция главы государства снова побила все рекорды. Она продолжалась без малого три с половиной часа, за которые Владимир Путин успел ответить на вопросы 64 журналистов. А интересовало представителей СМИ практически все, и особенно актуальные темы последних месяцев, прозвучавшие не только внутри России, но и за ее пределами.
Лес журналистских рук изрядно поредел к исходу третьего часа беседы с главой государства. Да и тематика от глобальной в начале пресс-конференции сузилась почти до "частностей" в ее конце. Если сперва говорили о членстве России в "большой восьмерке", отношениях с Украиной и возможности конституционной реформы в России, то под конец журналисты, словно за чашкой чаю, пытались пригласить Владимира Путина в их родной город или поздравляли с Новым годом по лунному календарю. Тем не менее президент, так и не согласившийся выдать секрет своей бодрости и работоспособности, продолжал удовлетворять журналистское любопытство. Пожалуй, главным отличием от всех предыдущих пресс-конференций стало то, что Владимир Путин детально следовал им же выведенной и ставшей уже афоризмом формуле: "Буду краток". Поэтому ответить он успел на огромное, почти нереальное количество вопросов - 64, при этом не во вред содержанию.
Свобода и право выбора. Вот два главных, по версии президента Владимира Путина, достижения развития демократической России. Но даровать гражданам свободу недостаточно - ее надо еще и обеспечить.
Эта тема за общим градом разноплановых вопросов, которые были заданы вчера на расширенной пресс-конференции главе государства, могла остаться незамеченной. И родилась она сама собой - президенту никто не сетовал на ограничения прав, не жаловался на тяготы жизни под давлением бюрократов. Владимир Путин сам заговорил о свободе, причем сначала в привязке к своему предшественнику. Сегодня исполняется 75 лет Борису Ельцину, и в ответ на просьбу дать оценку деятельности первого президента России в качестве главной заслуги Ельцина Владимир Путин назвал дарование нашему народу свободы. "Можно как угодно характеризовать тот период, и вы можете как угодно оценивать деятельность первого президента Российской Федерации, но безусловным является одно - именно в то время, когда Борис Николаевич Ельцин возглавлял Россию, народ нашей страны, граждане России получили главное, ради чего все эти преобразования производились, - свободу", - сказал Путин. Кроме того, давать какие-либо оценки еще рано: "Россия находилась, да и сейчас еще находится на переломе своей истории - происходили капитальные изменения и в политике, и в государственной сфере, и в социальной сфере. Я не знаю, как бы я действовал".
Правда, позже выяснилось, что текущий уровень свободы президента, похоже, не очень устраивает. Иначе вряд ли огромным достижением в будущем он назвал бы обеспечение свободы и права выбора для общества.
Особенно долго главу государства выспрашивали о газе, в том числе как о козыре в большой политике: не обернется ли нынешняя погоня за ценой проблемами в политических контактах. Подобные предположения Владимир Путин, конечно же, отверг: "Не считаю, что доход от перехода на рыночное ценообразование с ближайшими соседями может нанести какой-то ущерб политике". Просто ситуация, когда фактически граждане России дотировали украинскую экономику, больше продолжаться не могла. Ежегодное "субсидирование" составляло 3-5 миллиардов долларов, хотя поддержка Киева со стороны США в прошлом году даже не превысила 200 миллионов. Президент привел пример Германии, которая расходует огромные средства на помощь своим землям. "Но они-то тратят на объединение нации! А мы-то на что тратим?" - изумился Путин. К тому же цена для Украины бралась не с потолка, а рассчитывалась по рыночной формуле, которую президент привел на память.
Владимир Путин в продолжение темы также рассказал о векторе развития нефтегазовой сферы, чтобы журналисты не так сильно беспокоились о приобретениях государственными компаниями своих частных "коллег". Прежде всего он отметил, что сегодня погоду в мировой энергетике делают мультинациональные компании. "Вот и мы должны развиваться по этому принципу", - заявил президент. При этом он особо подчеркнул, что в некоторых странах, например в Норвегии, вся нефтегазовая отрасль находится в руках государства. Но Россия не собирается для себя выбирать подобный вектор развития - в стране существует около десяти частных нефтяных компаний, которые никто национализировать не собирается. Более того, даже акции государственного "Газпрома" можно спокойно приобретать на рынке, в том числе иностранцам, а "Роснефть" уже в скором времени выйдет на фондовый рынок.
Для иностранных СМИ подобные объяснения показались недостаточными. Французский журналист поинтересовался, насколько сегодня газопроводы России заменяют стране ракеты советской эпохи. Владимиру Путину такие сравнения явно не понравились, и ответ последовал соответствующий - не столько о газе, сколько о самих ракетах. "Во-первых, у нас ракет еще достаточно", - начал он, вызвав смех у российских журналистов. А во-вторых, Россия продолжает развивать ракетный комплекс, и президент Франции Жак Ширак мог лично осмотреть систему, аналогов которой в мире не существует и которой, как выразился российский лидер, безразлично, есть ли противоракетная оборона или ее нет.
Вообще международная тематика вчера не то чтобы превалировала, но явно выбивалась из общего хода общения хотя бы тем, что высказывания Владимира Путина приобретали более жесткий характер. Так, с Запада не перестает идти критика в адрес российского руководства за, как считают там, планомерный уход от демократии, а многие сомневаются в целесообразности участия России в "большой восьмерке", следующий саммит которой пройдет в этом году в Санкт-Петербурге. На это российский лидер заявил, что записные недоброжелатели остались в прошлом веке, а лидеры ведущих мировых держав прекрасно понимают, что с Россией стоит иметь дело: "Никто из лидеров "восьмерки" не против активного участия России в этом клубе, все - "за". Никто не хочет, чтобы "восьмерка" превратилась в сборище жирных котов". И сложно себе представить, как может мир решать проблемы ядерной энергетики без участия крупнейшей ядерной державы, которой Россия и является.
Это, конечно, вовсе не означает, что Кремль попросту игнорирует высказывания с Запада. Наоборот, заверил Путин, доброжелательный анализ помогает заметить собственные ошибки. Но всяким "советологам", не понимающим происходящих в России процессов и просто отрабатывающим свой хлеб, он предложил отвечать просто: "Тьфу на вас!".
Естественно, за международной проблематикой не остались незамеченными и внутрироссийские вопросы. Главными достижениями прошедшего политического года Владимир Путин назвал создание Общественной палаты, Закон о выдвижении кандидатур губернаторов от победившей на региональных выборах партии и создание в Чечне местных органов власти.
При этом президент пообещал, что никаких новаций в российской политике больше ждать не следует. Новая система выборов губернаторов через представление кандидатуры президентом в местное Законодательное собрание главу государства устраивает. И даже больше - он доволен ее функционированием. Но о развитии политической реформы, в частности, создания в России правительства партийного большинства, говорить пока рано. Во-первых, к этому на постсоветском пространстве нет еще условий, а во-вторых, в стране сейчас необходима твердая президентская власть. Поэтому, считает Путин, этим вопросом могут заняться будущие поколения.
Что касается экономического развития России, то им по результатам 2005 года глава государства в общем удовлетворен. Как и работой правительства. Хотя, как выяснилось, согласен он с кабинетом министров далеко не по всем вопросам. Так, глава государства снова спутал все карты премьер-министру, который вроде бы все-таки внес в среднесрочную программу социально-экономического развития страны снижение с 2007 года налога на добавленную стоимость до 13 процентов, против чего сопротивляется экономический блок кабинета министров. Вчера глава государства заявил, что не считает вопрос закрытым. Сомнения он объяснил тем, что надо здраво оценить, сможет ли экономика переварить приток дополнительных средств и не породить рост инфляции, борьба с которой в следующие годы остается главной задачей. Но пообещал, что налоговая нагрузка все равно так или иначе будет снижаться.
Конечно, журналисты не могли не поинтересоваться у главы государства о его планах после 2008 года и возможных преемниках. Этот вопрос преследует российского лидера все последние годы. Кто-то предположил, что Владимир Путин вернется в Санкт-Петербург, а кто-то даже "пригласил" его возглавить "Газпром". От работы в бизнесе президент вежливо отказался: "Я вряд ли смогу возглавить какую-либо бизнес-структуру. Ни по характеру, ни по предыдущему жизненному опыту бизнесменом себя не чувствую".
А по поводу своего сменщика глава государства высказался просто: "У нас много людей в России, очень много, которые могли бы возглавить страну, и окончательный ответ по этому поводу может дать только избиратель - гражданин Российской Федерации".