Основанием для иска стал показанный "Россией" 22 января фильм Аркадия Мамонтова "Шпионы", в котором российские некоммерческие организации (Московская хельсинкская группа и фонд "Евразия") значились, как одни из получателей денег по распоряжению Марка Доу (в программах "Первого" и "НТВ" была озвучена соответствующая версия скандала).
24 января "Российская газета" уже опубликовала заявление Людмилы Алексеевой о том, что шпионской деятельностью Московская хельсинкская группа не занимается и не имеет ни одной бумаги, подписанной Марком Доу. По мнению одной из известнейших наших правозащитниц, атака направлена не только на Московскую хельсинкскую группу и фонд "Евразия", но и на все неправительственные организации.
Глава Московской хельсинкской группы, член Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Людмила Алексеева комментирует ситуацию для "РГ": "Я посоветовалась с моими коллегами, которые так же были упомянуты в этой провокационной передаче, и мы решили подать гражданский иск о защите деловой репутации в Арбитражный суд. И если мы не поверим в законность решения Российского арбитражного суда, мы обратимся в Международный арбитражный суд в Цюрихе. 3 февраля состоится наша встреча с адвокатами. К этому времени они должны изучить материалы дела, кассеты с видеоматериалами, и тогда я смогу подробнее ответить на вопросы, как формулируется иск. Пока принято только решение о том, что мы его подаем.
Российская газета | Представители телеканалов пытались выходить с вами на связь по этому поводу?
Людмила Алексеева | Нет. Правда, Владимир Соловьев предложил мне участвовать в программе "К барьеру" на НТВ, на что я ответила, что буду участвовать только в том случае, если моим противником будет господин Мамонтов. Потому что по поводу передачи господина Мамонтова говорить с кем-то, помимо господина Мамонтова, бессмысленно. Но мне сказали, что Мамонтов отказался. А раз так - отказалась и я. Так что они не хотят со мной об этом разговаривать. Никакого секрета в предложении господина Соловьева нет. Я вообще не имею никаких секретов. Знаете, это так характерно для шпиона!
Представители телеканалов отказались давать комментарии по поводу будущего иска.