Именно об этом, а также о многом другом шла речь на совещании председателей региональных судов, которое открылось вчера в Москве.
Вместе с судьями проблемы правосудия обсуждали помощник президента РФ Виктор Иванов, министр юстиции Юрий Чайка, Генеральный прокурор Владимир Устинов, директор ФСБ Николай Патрушев, министр внутренних дел Рашид Нургалиев, Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин.
Конечно, в правосудии всегда останутся двери, на которых будет висеть табличка "посторонним вход запрещен". Но о том, что этих дверей должно стать как можно меньше, уже не раз говорил Вячеслав Лебедев. Де-юре российские суды и сегодня весьма открыты.
Но когда речь заходит о конкретных делах или конкретных судах, оказывается, что девиз "хочу все знать" там не действует. Поэтому в Верховном суде и решили написать специальный закон, в котором бы подробно расписали, где можно ставить гриф "секретно", где нет, где вешать таблички "посторонним нельзя", где их снимать и кто вообще является посторонним.
- Все положения должны быть закреплены законом, - говорит Вячеслав Лебедев. - Где и как публиковать решения судов и квалификационных коллегий, как и где получить копии документов, кто имеет право получить документы.
Эти вопросы надо отрегулировать четко и ясно.
Ведь судебные документы нельзя выдавать всем подряд: там есть личная информация об участниках процесса, и не все желают разглашать эту информацию. Кроме того, я буду настаивать, чтобы в судах были выделены специальные сотрудники аппарата, которые давали бы консультации гражданам: куда обратиться, куда сдать документы, как сделать, чтобы документы быстрее легли на стол судье. Это не консультации по существу дела, а помощь в технических вопросах.
А за козла посадят
Вчера прозвучала очень плохая новость для любителей сквернословить в адрес ближнего. За неосторожно брошенное "козел" легко можно попасть под частное обвинение - а это суд и, возможно, срок. В прошлом году около 15 тысяч граждан были осуждены именно по делам частного обвинения. Это, условно говоря, когда сосед обвиняет соседа в том, что тот оскорбил, оклеветал, унизил. С нынешнего года эти дела будут учитываться в общей базе МВД как самые обычные судимости вместе с типичным криминалом. Пусть даже человека не посадят, но само по себе клеймо "судимый" у нас в стране тоже наказание. Проблемы могут возникнуть не только у осужденного, но и у его родственников. Ведь, по словам Вячеслава Лебедева, у осужденного и его родных будет ограничен доступ на госслужбу, могут возникнуть проблемы при получении кредита в банке и выезде за границу ("судимым" и его близким могут не выдать загранпаспорт, а если и выдадут, могут возникнуть проблемы с визами).
Поэтому если кто-то не удержался и нахамил, тому лучше вовремя попросить прощения.
Генералы подсудной карьеры
Удивительную тенденцию вскрыл вчера Лебедев: все чаще под суд стали попадать офицеры. Теоретически человек в погонах должен быть образцом законопослушного гражданина. Не зря же именно военные придумали фразу "честь имею". Но выяснилось, что нередко не честью единой отличаются иные защитники Родины.
- Если в 1991 году в СССР были осуждены 579 офицеров, - говорит Лебедев, - то в прошлом почти 2000, в том числе 5 генералов. Между тем в СССР армия была в три раза больше. Сегодня каждый восьмой осужденный военный - офицер.
Самое популярное преступление среди офицеров - превышение должностных полномочий и растраты, мошенничество. Встречаются и такие экзотические для офицеров преступления, как дезертирство. Поэтому Верховный суд подготовил специальное письмо во все силовые ведомства.
Кстати, офицерские погоны носят и военные судьи. Но в будущем они могут лишиться этих погон. Все дело в том, что люди в мантиях и погонах числятся прикомандированными, а этот институт будет отменяться.
- Военные суды ликвидироваться не будут, - говорит Лебедев. - Речь идет об упразднении института прикомандирования. Готовится федеральный закон об упразднении 15 гарнизонных судов. А их штаты будут переданы в федеральную судебную систему. Упразднение военной службы в судах начнется с Военной коллегии при Верховном суде.
Планируется, что военные судьи из Верховного суда начнут снимать погоны в 2007 году, а с 2011 года по плану будут снимать погоны все остальные военные судьи.
Стали чаще сажать и оправдывать
В конце прошлого года министерство юстиции направило специальное письмо в Верховный суд по поводу роста числа заключенных. По мнению минюста, суды перестарались, упекая людей в тюрьму. Вчера же министр юстиции Юрий Чайка лично услышал ответ от Вячеслава Лебедева. Если в двух словах, сажать действительно стали чаще, но, по мнении судей, за дело.
- В прошлом году было рассмотрено на 10 процентов больше уголовных дел, - говорит Вячеслав Лебедев, осуждены 902 тысячи человек, из них 35 процентов приговорены к лишению свободы. На 20 процентов выросло число арестов, причем удовлетворяется 90 процентов ходатайств прокуроров об избрании меры пресечения в виде ареста. На первый взгляд это вызывает удивление у некоторых специалистов, делается вывод о жесткости судебной системы. На самом деле увеличение числа арестов связано с увеличением числа обращений прокуроров, а увеличение числа обращений прокуроров связано с общим ростом преступности на 22 процента.
Между тем наши суды стали чаще и оправдывать. В прошлом году было оправдано 10 процентов подсудимых. Это абсолютный рекорд. Хотя, конечно, тон в милосердии задают суды присяжных. Они оправдывают примерно каждого пятого подсудимого.