Представители обвинения были уверены, что фактических и вещественных доказательств, а также показаний многочисленных свидетелей достаточно для вынесения сурового приговора. Обвиняемые желали сами, чтобы их судил суд присяжных. В конце декабря минувшего года присяжные вынесли вердикт: виновны. Еще несколько заседаний суда ушло на заслушивание последнего слова обвиняемых. Все они своей вины не признали, продолжая утверждать, что они ничего противоправного не совершали.
Между тем суд признал вину членов группировки практически по всем эпизодам их деятельности.
Деятельность этой банды, а именно так называют эту организацию работники правоохранительных органов, была раскрыта более двух лет назад. Правда, почти случайно. Тогда, в августе 2003 года, сотрудники межрайонного отдела уголовного розыска УВД Ульяновской области, расследуя убийство местного криминального "авторитета", вышли на заказчиков преступления. Оттуда и потянулась цепочка к целой организации, зону влияния с которой, как выяснилось, не поделил убитый "авторитет". Еще тогда, по словам следователей, они обратили внимание на то, что подозреваемые называют себя исламскими именами вместо тех, что зафиксированы в паспортах. Так выяснилось, что некоторые из них приняли ислам и состоят в некой религиозной организации "Джамаат".
На следующем этапе расследования работники уголовного розыска неожиданно "столкнулись" с работниками ФСБ, которые, по словам милиционеров, вели свое расследование, но с другого конца. С того момента дальнейшее следствие шло в тесном взаимодействии милиции, прокуратуры и ФСБ.
Организатором "Джамаата" считается Абдулхалим Абдулкаримов (проходивший в качестве обвиняемого по делу о теракте в Каспийске), прибывший в Ульяновск из Астрахани, откуда, как считает обвинение, и велась координация деятельности сети подобных организаций. Как утверждает старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима, в ходе следствия было установлено, что Абдулкаримов имел задание организовать "Джамаат" в Ульяновской области, однако финансирование организации могло начаться только после того, как она уже начнет действовать.
- Довольно сложно отделить голый криминал от радикальной идеологии, - говорит он. - "Джамаату" были нужны деньги, а криминалу - идеологическое обоснование своих действий, снятие с себя психологической ответственности.
Криминальная деятельность организации сводилась к тому, что они захватывали большегрузный транспорт на автотрассах, угоняли его к себе на базу, где перебивали номера кузова и двигателя, а затем сбывали его за пределами области. Все это время водителя захваченной машины держали в неволе, а потом вывозили за пределы района с завязанными глазами.
Вчера суд огласил приговор. Сергей Сандркин за бандитизм, разбой, хранение оружия, убийство и покушение на убийство был приговорен к 22 годам лишения свободы.
Валерий Ильмендеев, обвиняемый в возбуждении расовой и национальной вражды, разбое и бандитизме, - к 13 годам лишения свободы.
Остальные осужденные приговорены к различным срокам лишения свободы - от 10 до 14 лет.
Адвокаты с приговором не согласны и намерены подавить кассационные жалобы в Верховный суд.
Третьего февраля начнется суд над главным организатором ульяновского "Джамаата" Абдулхалимом Абдулкаримовым. Еще двое участников, обвиняемых в аналогичных уголовных преступлениях, один из которых - непосредственный исполнитель заказного убийства, находятся в федеральном розыске.