Хотя инициатива исходила от самого г-на Грефа, сходства во взглядах на экономику у министра и его будущего зама намного меньше, чем различий. Г-н Греф охарактеризовал г-на Белоусова как "лучшего макроэкономиста страны". Раздавать высокие оценки людям, с которыми работаешь, - в характере Германа Оскаровича. Так, своего бывшего зама Михаила Дмитриева министр считал "человеком с самым высоким в стране IQ" (интеллектуальным потенциалом), что не помешало расстаться с ним в ходе административной реформы. Теперь источники в министерстве, стремясь подкрепить выбор министра, говорят о том, что г-н Белоусов "известен своими точными прогнозами", хотя что именно он предсказал, припомнить не могут. Впрочем, возможно, все дело в том, что г-н Белоусов - не слишком публичный человек.
Он работает советником премьера России еще с 1998 года, когда таковым был Евгений Примаков, и не оставлял своего поста ни при одном премьере. При этом общественность не знала, что именно он советовал премьерам, до осени прошлого года, когда г-н Белоусов вдруг выступил с рядом публичных и громко нашумевших докладов. Он предрек тогда, что Россия в ближайшие 15 лет столкнется как минимум с тремя глобальными кризисами: социальным (рост тарифов ЖКХ, 2007-2008 годы), экономическим (дефицит пенсионной системы, технологическое отставание, 2011-2012) и управленческим (2015-2017). Подумав, г-н Белоусов добавил еще и банковский кризис. Этим единственным известным его прогнозам, таким образом, еще предстоит сбыться. Или не сбыться - рычагов для управления ситуацией у штатного прогнозиста явно прибавится.
Г-н Белоусов не имеет ничего общего с Петербургом, более того - он "вызывающе" московский деятель. Родившись в столице и закончив экономфак МГУ, только в Первопрестольной и работал (сначала в Центральном экономико-математическом институте АН СССР, потом в Институте народно-хозяйственного прогнозирования РАН). И несмотря на то, что в 2000 году г-да Греф и Белоусов вместе писали "экономический манифест" тогдашнему премьеру Владимиру Путину, слово "антипод" как нельзя лучше подходит, чтобы охарактеризовать их отношения.
"Ранний Греф" известен миру как ярый сторонник либерализма, ухода государства отовсюду, где без него можно обойтись. Г-н же Белоусов был и остается защитником так называемой "французской модели": это когда государство само создает крупные бизнес-структуры и только потом передает их предпринимателям. Никогда он не поддерживал и идеи "стерильного", "спрятанного" от экономики Стабфонда, призывая тратить нефтяные деньги на развитие. Правда, в минувший год позиции сторон сблизились - за счет эволюции г-на Грефа: с весны министр стал агитировать за крупные государственные инвестиции из Стабфонда, отойдя от тесной связки с министром финансов Алексеем Кудриным, который призывает Стабфонд не трогать. Более того, в конце года г-н Белоусов вошел в грефовскую комиссию, отбирающую проекты для приложения денег Инвестиционного фонда. Однако преувеличивать это сближение не стоит. Так, осведомленные источники уверяют, что именно стараниями г-на Белоусова в среднесрочной экономической программе появился пункт о резком снижении НДС до 13 процентов, что вызвало гнев и недоумение как у автора программы, г-на Грефа, так и у г-на Кудрина. Более того, уверяют, что отсутствие в долгосрочной программе минэкономразвития трех белоусовских кризисов побудило премьера отправить долгосрочную программу на доработку.
Зато теперь, скорее всего, за прогнозы минэкономразвития сам же г-н Белоусов и будет отвечать. Окончательно круг обязанностей будущего зама станет ясен после объявления о перераспределении обязанностей. Передать расчеты г-ну Белоусову эксперты считают логичным шагом: слабая точность прогнозов минэкономразвития не раз становилась предметом острот (например, о двух сценариях - больной или умрет, или выздоровеет). "Так или иначе, министр перешагнул через личное и предпочел увидеть столь сильного игрока в своей команде", - резюмирует анонимный источник "РГ", близкий к кадровому процессу. С другой стороны, г-ну Белоусову, вероятно, сполна предстоит почувствовать разницу между должностью внештатного советника и заместителя министра, на которого давят со всех сторон. Как не раз говаривал сам г-н Греф, "верблюд - это арабский скакун, согласованный со всеми заинтересованными ведомствами".