02.02.2006 00:00
    Поделиться

    Михаил Кугач: Честный художник - за воссоздание былой великой страны

    Недавно Михаил Юрьевич еще раз побывал в Могилеве - провел мастер-класс с местными художниками. Корреспондент "СОЮЗа" воспользовался случаем побеседовать с мастером.

    - Михаил Юрьевич, какой вам видится роль художника в союзном строительстве?

    Я глубоко убежден, что честный художник любой национальности будет всегда за воссоздание той прежней великой страны. Но это возможно лишь при одном условии - любви и уважении всех наций друг к другу

    - Бывают в истории моменты, когда все без исключения слои общества объединяет одна главенствующая идея, которая всегда бывает положительной и никогда не направлена на разрушение. И в этот момент возникает искусство, которое отражает настроение масс. Я далек от мысли, что непосредственно художник может явиться создателем такой высокой идеи. Но будучи чрезвычайно чутким, он может раньше других отразить ее с помощью художественных образов. "Три богатыря" Васнецова - это не его идеологическое клише. Это результат процесса, который шел в России в то время - национальное возрождение. Когда создавались Третьяковская галерея, Русский музей... Практически во всех без исключения областях культуры проявлялась национальная идея. Она не помешала созданию других. Потому как культурам тесно быть не может.

    Что касается художника, то его главная задача - быть честным и оставаться собой. Поверьте, любой нормальный российский деятель искусства не понимает, почему мы живем с белорусами по разные стороны границы. Даже если эта межа между двумя странами и относительно виртуальна. Когда ехал в Могилев, на погранпереходе меня проверили: спросили, куда еду, зачем, что везу. Все чисто технические формальности я выполнил. Но не они меня волнуют. А поиск ответа на вопрос: кто я такой? Во мне течет белорусская, украинская, русская - суздальская - кровь. И что, разделять моих предков по национальному признаку?

    Я глубоко убежден, что честный художник любой национальности будет всегда за воссоздание той прежней великой страны. Но это возможно лишь при одном условии - любви и уважении всех наций друг к другу. Когда я учился в Суриковском училище, рядом со мной за партами сидели чуваш, азербайджанец. Мы никогда не задумывались о том, что однокурсники должны строить отношения между собой лишь исходя из национальной принадлежности. Выскажи кто-то такую мысль - на него по крайней мере посмотрели бы как на идиота. А кто из нас украинец, белорус либо россиянин, мы вообще не задумывались.

    - Как и о том, наверное, что на их судьбу выпадет грандиозный перелом...

    - Мы не приложили руку к развалу. Потому процесс создания Союзного государства представляется естественным. Мне непонятен возможный посыл, что "может быть иначе". Мой прадед умер в Гродно, дед учился в этом же городе и потом уехал в Питер. Я даже не могу сказать, что наша выставка в Могилеве являлась вкладом в создание Союза. Нет. Просто хотели сказать: ребята, мы как были с вами, так и остаемся...

    - Вы уже не первый раз приезжаете в Могилев. Сначала привезли свою выставку. Теперь вот мастер-класс. Зачем вам все это? Сидели бы себе спокойно дома, писали бы картины, продавали бы их и жили в свое удовольствие...

    - Вы сказали о том, против чего любой серьезный и честный художник восстает на уровне генетическом. Сидящий спокойно живописец, сытый, продающий свои работы и получающий разнообразные блага, - это, вообще говоря, нонсенс. Написать картину без мучений, пусть это и не будет внешне заметно, невозможно. Полотно - идея, реализация которой не дает тебе спать, держит на крючке. Об этом и я говорил молодым коллегам. А еще о том, что они должны усвоить навсегда: художник - это не просто рисующий человек. В первую очередь он мыслитель. Ведь если посмотреть на все изобразительное искусство прошлого, то трудно не заметить, что в каждом произведении заложена идеология своего времени, выраженная в конкретном отношении к ней художника. Возьмем, скажем, французское искусство конца XIX века, знаменитое импрессионистами. Но рядом с ними есть Милле, есть Бастьен-Лепаж. В небольших картинах Милле выражено такое благоговение к труду на земле, что нет желания думать - есть там impression или нет. Как бы наблюдая со стороны за собирателями колосьев, ты видишь не только тяжесть, но и необходимость этого труда. Или Лепаж, показывающий крестьянскую любовь. Оказывается, смущение молодого человека перед простой светлой девушкой дороже всех экзерсисов на тему секса, коими потчуют нас отдельные телеканалы.

    Обо всем этом я говорил молодым людям, собравшимся меня послушать. Конечно, далек от мысли, что до всех дойдет. Но если западет в душу хотя бы двум-трем, буду считать свою задачу выполненной. Почему так говорю? Может, прозвучит громко, но вся история искусств основана на личной передаче накопленного опыта. Если умею - хочу объяснить. И не боюсь, что ученик превзойдет учителя. Почти детские работы моего отца были показаны Кустодиеву. И Юрий Петрович до сих пор помнит пожелания, которые высказал мэтр. Потом папа попал к такому большому мастеру и педагогу, как Николай Петрович Крымов. Считает, что всем обязан ему. Зная такие примеры, просто не мог не согласиться провести мастер-класс в Могилеве...

    - Могилевскому областному художественному музею вы подарили свою картину "Возвращение", на которой изображен солдат, возвращающийся домой. Знаю, что это заглавная работа вашего именного каталога. Далеко не каждый художник пойдет на такой шаг. Почему вы решили столь серьезную работу подарить белорусам?

    - Расскажу о том, что эта картина значит для меня. В конце 60-х я жил на академической даче Союза художников. А за продуктами мы ездили в Вышний Волочек на катере, который тыкался носом по берегу, собирая пассажиров. И каждый раз перед тем как посудина должна была пристать, на нос приходил человек. А я смотрел на него со спины. И все думал, что здесь дремлет картина. Но в какой момент появилась идея о возвращающемся солдате, я не помню. Поначалу первый вариант признанные мэтры советской живописи приняли весьма прохладно. Кто-то даже укоризненно посоветовал: "Ну, ты бы хоть повертел здесь что-нибудь, а то фигура в центре..." Я тогда схватился за голову: все - катастрофа. Но упрямство взяло верх. И примерно году в 1972 картина появилась на выставке. Лучшей работой тогда "Возвращение" назвали Илья Глазунов и космонавт Леонов. Но больше меня поразила реакция простых людей. Мне тогда как бы постучали по голове, чтобы я понял: простые человеческие чувства воспринимаются одинаково, независимо от того, на какой ступени социальной лестницы стоит тот или иной человек. Когда стал готовить проект выставки, не хотел отделываться каким-нибудь пейзажем, подарить который музею было бы проще всего. Хотелось оставить в Могилеве то, что действительно найдет отклик в сердцах зрителей, будет интересно. Вот я и сделал новый вариант старой картины. Не ради удовлетворения собственных амбиций. А чтобы могилевчане меня и мое творчество увидели через это полотно. Сейчас некоторые считают, что стремление понравиться тем, кто будет смотреть на твои работы, для творческой личности унизительно. Неправда. Это высочайшая цель жизни художника.

    Поделиться