02.02.2006 02:30
    Поделиться

    "Единороссы" против сокращения взноса России в Совете Европы

    Константин Косачев.Тон в ней задают депутаты-коммунисты, вернувшиеся с очередной сессии ПАСЕ с обидой и вопросами, - нужна ли нам вообще эта организация, где в моде антироссийские настроения, стоит ли нам раз за разом подвергаться публичной экзекуции, и что мы имеем взамен?

    Председатель думского Комитета по международным делам Константин Косачев считает, что мы напрасно столь болезненно относимся к позициям, заявленным Парламентской ассамблеей, поскольку, как правило, ее рекомендации не имеют никакой силы. Однако Косачев признает, что, вступая в Совет Европы - а это случилось ровно десять лет назад, 28 февраля 1996 года, - мы "добровольно брали на себя повышенные обязательства".

    Россия добровольно стала "главным плательщиком" этой организации, в которой состоят 46 государств, но только пятеро из них - основавшие Совет Европы Франция, Германия, Великобритания, Италия и примкнувшая к ним Россия - главные плательщики, которые обеспечивают 70 процентов бюджета СЕ. Доля России составляет 14 процентов. Мы, по словам Косачева, платим в 20 раз больше, чем Украина, однако никаких преимуществ не имеем. В ПАСЕ у России менее шести процентов голосов, в аппарате Совета Европы у нас в три раза меньше сотрудников, чем положено по квоте. Зато обязательств по процедуре мониторинга больше, чем у других.

    Константин Косачев не отрицает, что в Совете Европы "порой чувствуется влияние" США - многие темы, которые возникают в ПАСЕ, продолжают информационные кампании, которые ведет эта страна. Но при этом "мы не готовы говорить, что Совет Европы - это игрушка в руках определенных политических сил".

    Хотя порой там происходят странные ситуации. К примеру, закон о некоммерческих неправительственных организациях прошел в Совете полную экспертизу. Министр юстиции Юрий Чайка специально ездил в Страсбург с законопроектом и вернулся с документом, в котором было около 100 поправок, предложенных европейскими экспертами. Почти все они, заметил Константин Косачев, были учтены к третьему окончательному чтению законопроекта. Почему вдруг принятый Думой закон вызвал такое неприятие?

    Впрочем, Косачев предполагает, что отношение к закону может измениться - эксперты принялись внимательно его изучать. "Критика, возможно, сохранится. Но она не будет такой радикальной".

    Тем временем российская делегация в ПАСЕ намерена выступить с предложением провести сравнительный анализ законодательства других стран Европы и посмотреть, как проблемы некоммерческих неправительственных организаций решаются там. Судя по информации, которой располагает Косачев, наш закон далеко не худший. В США, например, неправительственные организации при регистрации заполняют документ, где более 240 позиций. Россия может выдвинуть свою инициативу в марте, после того как европейские эксперты сделают свое заключение по нашему закону.

    Что же все-таки удерживает Россию в Совете Европы?

    "Только и однозначно совпадение ценностей, - считает Константин Косачев. - Без всяких сомнений мы говорим о европейском выборе России. Мы за этим пришли в Совет Европы и поэтому там находимся". "И я думаю, что десятилетний период нашего пребывания в Совете Европы привел к очень серьезному сближению в нашем понимании этих ценностей и к очень серьезным результатам для России".

    Российские граждане получили возможность обращаться в Европейский суд по правам человека. У нас десять лет действует мораторий на смертную казнь - если бы не Совет Европы, ситуация была бы совершенно иной. У нас появился институт уполномоченного по правам человека, институт суда присяжных - это прямой результат нашего членства в Совете Европы. Вся наша муниципальная реформа сопряжена с опытом, с практикой Совета Европы. Вся наша реформа судебной власти, уголовного, уголовно-процессуального законодательства прошли экспертизу Совета Европы, как и конституция Чеченской Республики. Все это, на взгляд Косачева, реализация наших общих ценностей.

    Но может ли Россия отказаться от необдуманно взятых на себя сверхобязательств и уменьшить свой взнос в Совет Европы?

    "Просто так взять и отказаться платить свои четырнадцать процентов в этом году, когда Россия председательствует в Совете Европы, это неправильно и неконструктивно", - убежден Косачев. К тому же прежде Дума должна принять закон о новом статусе нашей страны в этой организации, что должно быть отражено в федеральном бюджете. Так что Россия может из "главного плательщика" Совета Европы стать обычным не раньше 2008 года. Однако, по мнению Косачева, это вполне понятное желание нельзя представлять как "акцию возмездия". А высвободившиеся в результате деньги - порядка 10-15 миллионов евро - надо потратить по нашему усмотрению на собственные правозащитные программы. Чтобы нас не обвинили потом, что мы экономим на правах человека.

    Поделиться