Фундамент для общего рубля

Изначально, как известно, предусматривалось ввести в Беларуси российский рубль в качестве единственно законной денежной единицы с 1 января 2005 года, затем этот шаг был отложен на год. Теперь соответствующая дата не называется. В чем причина? В последние дни января в Казани, где проходило заседание Межбанковского валютного совета наших государств, глава белорусского Национального банка Петр Прокопович вновь подтвердил позицию страны по этому вопросу. А именно: введение общей валюты должно стать заключительным этапом интеграции наших экономик, а не предварять ее.

"Мы должны пройти весь путь по созданию единого экономического пространства, единого таможенного пространства, равных условий для субъектов хозяйствования двух стран", - конкретизировал он.

Эта точка зрения Беларуси не нова для ее российских партнеров по интеграционным процессам, о чем "СОЮЗ", кстати, не раз писал. Поначалу она встречала некоторое непонимание. На первый взгляд, действительно, не все ли равно, с чего начинать? Более того, переход Беларуси на российский рубль, казалось бы, акция самодостаточная, способная подстегнуть интеграцию. Но так можно рассуждать, обладая огромным экономическим потенциалом, страхующим независимость государства от любых неожиданностей. Беларусь же, вводя у себя денежную единицу другой страны без четких гарантий сохранения экономического суверенитета, а говоря более конкретно, без равноправного участия в функционировании эмиссионного механизма, пошла бы на большой риск утраты независимости. В этом плане белорусский премьер-министр Сергей Сидорский на днях как бы дополнил высказывания Петра Прокоповича, отметив, что введению единой денежной единицы наряду с тем, что до настоящего времени не созданы равные условия хозяйствования, препятствует и то, что "не согласованы предложения по единому эмиссионному центру Союзного государства, а также не завершена работа по подготовке Конституционного акта, в котором будут обозначены статус, задачи и функции единого эмиссионного центра".

Как видим, вопрос о единой валюте тесно связан с другим принципиальным вопросом - о Конституционном акте, более того, фактически вытекает из него. Говоря об этом документе, Александр Лукашенко, давая интервью руководителям белорусских телеканалов, отметил, что мы подошли к его принятию и "в этом году Конституционный акт реально можно сделать". Тем не менее, очевидно, предварительно нужно окончательно прояснить условия введения в Беларуси российского рубля. "Наши опасения понятны, - отметил белорусский президент, - нет своих денег - нет суверенитета и нет независимости". Владимир Путин согласился с этим и с предложением еще раз встретиться, чтобы обсудить все нюансы перехода на общую денежную единицу.

Все это, однако, не значит, что ставится под какое-либо сомнение глобальная цель - объединение в перспективе денежно-кредитных систем. Например, по мнению Сергея Сидорского, потенциальные выгоды от создания валютного союза "связаны с выравниванием условий хозяйствования для агентов экономических отношений двух стран, снижением валютных рисков и издержек, неизбежных при конвертации валют, с ускорением взаимных расчетов, объединением финансовых рынков двух стран". Следствием станут расширение взаимной торговли, дополнительный приток иностранных инвестиций, современных технологий, снижение процентных ставок по кредитам, упрощение доступа белорусских товаров на российский рынок. П. Прокопович также подтвердил, что Россия и Беларусь сохраняют намерение перейти на единую валюту с 1 января 2008 года. "Это конечный срок введения единой валюты Союзного государства, - уточнил он. - Соглашение действует, и пока этот срок никто не менял".

"Главные банки наших государств практически готовы к переходу на общую валюту, согласовали соответствующие документы, - сказал в свою очередь председатель Центробанка России Сергей Игнатьев. - Остались нерешенными некоторые вопросы, но они относятся к компетенции правительств, политического руководства двух стран". На недавней встрече в Казани представители банковских ведомств обсудили макроэкономическую ситуацию в России и Беларуси, их денежно-кредитную политику. "Пытаемся, - продолжил С. Игнатьев, - и это получается, сближать наши механизмы регулирования банковской деятельности, системы рефинансирования сделать более согласованными".

Корреспонденту "СОЮЗа" в Национальном банке Беларуси пояснили, что речь идет об обоюдном приближении к международным стандартам банковского дела. С этой целью правительства и центральные банки наших стран составили программы совместных мер. Только в 2006 году надо реализовать десятки пунктов, "чтобы к моменту введения единой валюты уже фактически все было сделано", - резюмировал П. Прокопович.

Так что, как видим, профессионалы настроены оптимистично. Они делают все, чтобы в наши страны пришла единая валюта. Всерьез и надолго.