Чего, по словам воронежского вице-губернатора Александра Цапина, не стоит делать руководителям органов местной власти и начальникам коммунальных служб так это расслабляться. Необходимо сделать правильные выводы, исходя из опыта работы в прошедшие морозы: «Мы выдержали январские холода с большим трудом и большим издержками. По-другому – в условиях, когда изношенность коммунального хозяйства составляет от 60 до 80 процентов – трудно было ожидать. Тем не менее, нам удалось избежать масштабных аварий подобных тем, которые произошли в Сибири или в Ставрополье».
Действительно, хотя в разное время на несколько часов без отопления оставалось 270 жилых дома (из них 206 – Воронеже), семь детских садов, 18 учебных и три лечебных учреждения, тем не менее, благодаря оперативному вмешательству аварийных служб, система отопления ни на одном из этих объектов не была разморожена.
Прямой ущерб области от предыдущих морозов – составил около 20 миллионов рублей. Речь в первую очередь идет об аварийной замене 1,8 километров тепловых и больше километра водопроводных сетей, а также почти 2,5 километров электрических кабелей. Кстати, больше всего сбоев было именно в энергоснабжении. В районах области проблемным местом оказались высоковольтные провода, которые при больших минусах рвались подобно ниточкам. А в Воронеже (поступало до 500 заявок в сутки) чаще всего случались аварии на «низких» (на подстанциях, в подъездах) сетях. Во-первых, - из-за большой перегрузки, во-вторых, выяснилось, что в городе слишком много временных, т.е. сделанных ненадолго и потому весьма ненадежных, сетей.
Еще области предстоит расплачиваться за существенный «перерасход» газа и электроэнергии. Так, при оговоренном лимите в 19 миллионов кубометров «голубого топлива» в месяц, регион израсходовал 25 миллионов (больше на 40 процентов). Кстати, когда в самый пик морозов стали вводить ограничение потребления газа, то эта мера в первую очередь коснулась промышленных предприятий, а они оказались к этому не готовы. Поскольку в большинстве своем напрочь «подзабыли» (видимо, из экономии) незыблемое правило: впрок запасаться резервным топливом – мазутом, углем и т.д. Оно, конечно, дороже газа, но этот «неприкосновенный запас» позволил бы не останавливать производство, и соответственно обойтись меньшими издержками.