06.02.2006 07:00
    Поделиться

    Иран заявил о прекращении сотрудничества с МАГАТЭ

    После почти трех дней колебаний Совет управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) решил не обращать внимания на ультиматумы Тегерана и принять резолюцию, осуждающую иранскую ядерную программу. Документ поддержали 27 государств, три - Куба, Венесуэла и Сирия - были против, пять стран - Алжир, Белоруссия, Ливия, Индонезия и Южная Африка - воздержались. Но даже такая, в целом беззубая резолюция, которая предусматривала информирование Совбеза ООН о ситуации вокруг "ядерного досье" Тегерана, вызвала гнев иранских властей.

    Сразу после того, как стало известно о содержании документа, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад отдал приказ "приостановить выполнение дополнительного протокола к Договору о нераспространении ядерного оружия", дававшего возможность инспекторам МАГАТЭ проводить внеплановые проверки иранских ядерных объектов. И начать "исследовательскую и промышленную деятельность по созданию ядерных технологий".

    Одновременно глава иранской делегации в МАГАТЭ предупредил о том, что Тегеран больше не рассматривает предложение об обогащении урана на территории России.

    Правда, уже в субботу вечером руководитель Организации по атомной энергии Ирана Голямреза Агазаде дал понять: "Вопрос о российской инициативе все же остается открытым". Однако не совсем понятно, идет ли в данном случае речь о позиции иранского руководства или только о мнении одного иранского чиновника.

    Вопреки обвинениям в "нечестной игре", прозвучавшим в адрес Москвы из уст главы Ирана, российский МИД сообщил, что направленное Тегерану приглашение провести переговоры о создании в России совместного предприятия по обогащению урана остается в силе. Но даже если такой диалог состоится, он вряд ли окажется продуктивным. Жесткая позиция Ахмадинежада не позволит даже самым лояльным к Москве иранским переговорщикам пойти на компромисс. А значит, как и прежде, россиян в лучшем случае вежливо выслушают, но никаких решений по итогам встречи принято не будет.

    Две, казалось бы, внешне не связанные друг с другом проблемы - протесты мусульманских государств в отношении публикации карикатур на пророка Мохаммеда, которые появились во многих европейских СМИ, и жесткая реакция Тегерана на резолюцию МАГАТЭ все больше напоминают первые признаки приближающегося глобального конфликта между Востоком и Западом. Причем иногда возникает впечатление, что в эскалации этого противостояния заинтересованы в равной степени как арабские, так и европейские государства.

    Между причинами "карикатурного" и "иранского" конфликтов существует очевидное сходство - и в том и в другом случае речь идет о преднамеренных провокациях. В первом случае массовые волнения в арабском мире были вызваны очевидным нежеланием одной-единственной датской газеты принимать во внимание менталитет приверженцев ислама и затем вовремя извиниться за свою ошибку.

    Во втором - провокационные популистские заявления президента Ирана, который целенаправленно использует антизападную риторику во внутриполитических целях, по сути, сорвали все попытки иранских переговорщиков договориться с Европой.

    Не обращая внимания на протесты мусульман, западные СМИ перепечатывают карикатуры на пророка Мохаммеда, словно стремясь доказать населению собственных стран приоритет такой западной ценности, как свобода слова над ценностями ислама.

    На этом фоне иранский президент Ахмадинежад, в свою очередь, использует любой предлог для того, чтобы превратить страну в изгоя на Западе. И, как следствие, возглавить борьбу исламского мира с европейскими ценностями в масштабах не только одного государства, но и всего Востока.

    Надо признать: такое развитие ситуации отвечает интересам лидеров многих арабских стран. В разгорающихся конфликтах они видят отличную возможность отвлечь арабскую улицу от внутриполитических проблем.

    Победа на выборах в Палестине, которые проводились по западному образцу, экстремистской организации ХАМАС наглядно продемонстрировала монархическим режимам Востока, к чему способна привести демократизация региона по рецептам Вашингтона. Публикации в западной прессе карикатур на пророка Мохаммеда оказались для глав этих государств настоящим подарком.

    С одной стороны, они получили уникальную возможность отвлечь местных радикалов на борьбу с внешним врагом - Западом. С другой - продемонстрировать той части населения, которая требует демократических перемен, к чему приводит следование западным ценностям. Отсюда массовые демонстрации протеста, погромы посольств и представительств европейских общественных организаций, которые в последние дни прокатились по многим арабским странам.

    Их правители вовсе не против, чтобы Запад втянулся в затяжной политический, а еще лучше - военный конфликт с Ираном. Они надеятся, что это противостояние не позволит "режиму аятолл" создать ядерное оружие и превратить свою страну в региональную сверхдержаву.

    Однако в случае военного конфликта - и здесь не стоит заблуждаться - лидеры большинства арабских государств будут вынуждены публично поддерживать Тегеран из соображений общемусульманской солидарности, даже если это противоречит их собственным политическим интересам.

    В то же время реакция арабского мира на публикацию карикатур и жесткие заявления иранского президента по ядерной программе играют на руку сторонникам объединения Европы. Это продемонстрировала международная конференция по проблемам безопасности в Мюнхене, где вопрос о создании единого фронта против стран, угрожающих западным ценностям, буквально витал в воздухе.

    Недаром в своем выступлении канцлер Германии Ангела Меркель сравнила иранского президента с Гитлером. И призвала Европу не повторять ошибок, допущенных Западом в отношении нацистов.

    А министр обороны Франции как бы невзначай повторила тезис, ранее озвученный президентом Франции Жаком Шираком, о возможности нанесения ядерных ударов по базам террористов.

    ФОТО: www.vesti.ru

    Поделиться