В минувшие выходные он использовал для этого трибуну 42-й Международной конференции по безопасности.
Форум в Мюнхене нередко сравнивают с экономическим саммитом в Давосе. Аналогия уместна и по солидному представительству, и по масштабам обсуждаемых вопросов. В этот раз они касались в том числе сфер, на первый взгляд, далеких не только от заявленной повестки дня, но и от компетенции российского вице-премьера. Сергей Иванов, похоже, к такому повороту был готов. Он одинаково основательно рассуждал о дедовщине в Российской армии, ценообразовании на отечественный газ, иранском ядерном досье и демаркации границы с Грузией.
Если не брать во внимание привычный для таких встреч перечень вопросов (борьба с терроризмом и распространением ОМУ, сотрудничество с НАТО и взаимоотношения с Евросоюзом и т. д.), что больше всего участников конференции интересовало в российской позиции? Таких тем как минимум две - наше отношение к ситуации вокруг Ирана и взаимодействия с соседями по СНГ. Точнее с Украиной и Грузией.
Сергей Иванов вспомнил, как шесть лет назад на такой же конференции в Мюнхене Россию упрекали в фактическом поощрении ядерных амбиций Тегерана. Вчера таких обвинений не звучало. Более того, взвешенное предложение нашей страны - не передавать ядерное досье Ирана в Совет Безопасности ООН, пока не исчерпаны возможности МАГАТЭ, - поддерживают большинство государств Европейского союза.
- Во всяком случае, пока в Иране работают международные инспекторы, мы можем объективно оценивать там ситуацию. Без них обстановка в этой стране будет принципиально иной, - не скрывал российский вице-премьер своих соображений.
Газовый конфликт с Украиной в России уже стал историей. Но в Европе, оказывается, об этом мало кто знает. В Мюнхене Сергею Иванову пришлось давать пространные разъяснения и по данному вопросу. Получилось весьма жесткое и далекое от европейского политеса заявление, которое вряд ли вызовет энтузиазм в Киеве.
- Существует неверное представление, что Россия использует свой газ для давления на другие страны. Но ведь нас с 90-х годов призывали стать рыночной страной, этого же требуют и нормы Всемирной торговой организации, - терпеливо объяснял Иванов. - Так какие же претензии могут быть теперь?!
Вот малоизвестный факт, который в некоторой степени расставляет все по своим местам. Сегодня наш рядовой потребитель в России платит за "голубое топливо" даже больше, чем украинец. До пересмотра цен наша страна фактически дотировала в экономику соседа кругленькую сумму - 4,6 миллиарда долларов в год. Поэтому рано или поздно газовой халяве надо было положить конец, что и сделали в начале нынешнего года.
Взаимоотношения с Грузией - предмет особого разговора. Но прежде несколько слов о событиях, которые остались за официальным занавесом Мюнхенской конференции. Когда-то этот саммит задумывался как своеобразный закрытый клуб для мировой политической элиты. Он таким и остался - с небольшим уточнением: каждый год сюда приглашают людей, привлекших всеобщее внимание. "Темной лошадкой" нынешнего форума стал грузинский лидер Михаил Саакашвили. Его восторженный доклад о демократических успехах в Грузии и происках враждебных соседей (под ними, понятное дело, подразумевалась Россия) предварял открытие конференции и не привлек внимания ни серьезных политиков, ни журналистов. Зато грузинский десант - несколько телепрограмм и столько же пишущей братии - нагрянул на пресс-конференцию российского министра обороны Сергея Иванова. Разумеется, прозвучали вопросы и об Абхазии с Южной Осетией, и о российско-грузинской границе. Ответ Сергея Иванова имеет смысл процитировать полностью:
- Я говорил и повторяю, что проблем с определением российско-грузинской границы не существует: ее необходимо демаркировать.
Что касается Абхазии и Южной Осетии, то Грузии надо вести с ними диалог и договариваться. Россия вовсе не обязана делать это за вас. Вообще в последнее время со стороны Грузии доносятся только истерика, провокации и апелляции к Западу. Мы по-прежнему заинтересованы в нормализации отношений, но пока не видим, как это можно сделать. В Тбилиси Россию обвиняют во всем, в чем только можно обвинить, - вплоть до снега и ветра. Цитируя классика, могу лишь посоветовать: "Крепитесь, заграница вам поможет".
Кстати, на прошлогоднем саммите в Мюнхене российский министр обороны предлагал Грузии станцевать танго вдвоем - вместе решить, как и в какие сроки безболезненно для обеих стран организовать вывод военных баз из Батуми и Ахалкалаки. Тогда дуэт получился. На нынешней встрече в Германии танго вдвоем не вытанцовывалось. Похоже, от непонимания наши страны переходят к прямой конфронтации.