Однако, по словам статс-секретаря-заместителя министра транспорта Сергея Аристова, законопроект об общих принципах пассажирских перевозок городским транспортом никак не пройдет этап согласования. Единственный оппонент - минэкономразвития, который ратует за свободный бизнес, а в документе, по мнению его экспертов, "прописано" обратное - ограничение конкуренции.
"Дикой конкуренции, - уточняет Аристов, - по принципу "куда хочу - туда и еду, когда хочу - тогда и еду". Как выразился замминистра, на дорогах сегодня безраздельно хозяйничают "газели"-человекоубийцы". В первую очередь минтранс беспокоит ситуация, когда переоборудуют грузовые "газели" под пассажирские. И вообще практика, когда перевозчики сами покупают микроавтобусы, сами определяют направления следования, приобрела сегодня в регионах масштабы бедствия, особенно на маршрутах регулярного сообщения. Законопроект направлен на то, чтобы регулировать работу маршрутных такси и микроавтобусов в городах. За основу взяты два критерия: потребности пассажиров и объективные условия, к примеру, пропускная способность дорог, количество автостоянок и остановок общественного транспорта. Законопроект вводит норму, когда право на регулярные перевозки по определенным маршрутам можно будет получить, заключив с органами местной власти договор на срок не менее 5 лет.
Больной вопрос для минтранса и возвращение лицензирования на так называемые перевозки для "внутренних нужд", когда предприятия самостоятельно арендуют или приобретают пассажирский транспорт, а лицензии на это по российским законам уже не требуется. Проблему подобных перевозок обострила недавняя трагедия в Краснодарском крае. "Из регионов пачками идут просьбы - верните лицензирование этих перевозок, - говорит Аристов. - Но воз и ныне там. Дискуссии с нашим оппонентом - минэкономразвития - о том, что же такое на самом деле лицензии на транспорте - почва для коррупции или все-таки возможность контроля, - продолжаются".
Кстати, минтранс подготовил уже девять законопроектов, которые, надеется, в этом году будут внесены в Государственную Думу. 4 документа уже находятся на рассмотрении в правительстве. И практически у всех этих проектов, заметил Аристов, "многострадальная" судьба. Взять, к примеру, Устав автомобильного транспорта. По словам Аристова, этот документ смело можно заносить в Книгу рекордов Гиннесса. Более 10 лет он согласовывался, а потом пересогласовывался в разных ведомствах и министерствах. И все это время приходилось ориентироваться на устав, принятый еще в 60-х годах прошлого века. Понятно, что некоторые его нормы безвозвратно устарели: неясно, например, как и кому предъявлять претензии и иски в случае повреждения или потери грузов и ручной клади.
Не лучше ситуация и с законопроектом "О платных автомобильных дорогах". Сроки внесения документа в правительство откладываются с октября 2005 года. Отвечая на вопрос журналистов, в чем причина неопределенности, Аристов снова сослался на "вечных" оппонентов из минэкономразвития. Там, по его словам, считают, что "все проблемы ГЧП, а вместе с тем и платных дорог", решил Закон "О концессионных соглашениях", который вступил в силу летом прошлого года.
- Этот закон - общий, рамочный, - убеждал замминистра. - В нем не оговариваются вопросы собственности - государственной, муниципальной, частной, землеотводов, безопасности дорожного движения, природоохраны, предоставления инвесторам преимущественных прав в отношении хозяйственной деятельности. В законопроекте как раз и прописаны тщательные схемы взаимоотношений государства с бизнесом. И пока не будет закона "О платных дорогах", все будет стоять на месте, - мрачно спрогнозировал Аристов. - И это несмотря на то, что инвесторов, желающих участвовать в строительстве платных дорог, хоть отбавляй.