Российская газета | Трудно быть мусульманином в Москве?
Марат-хазрат Муртазин | Сейчас религия заняла свое место в жизни людей: православные соблюдают свои предписания, мусульмане свои, иудеи свои. Радует, что люди могут спокойно говорить о своем вероисповедании. Но одновременно это порождает споры между людьми. Некоторые не понимают, как это мусульмане вообще ничего днем не едят во время поста, приглашая своих коллег-мусульман на обед. К сожалению, экстремальные ситуации, террористические акты рождают волну неприязни к мусульманам. Но это редкие и неприятные случаи.
РГ | У мусульман есть свои запреты. Удается их соблюдать?
Муртазин | В исламе есть строгие запреты на употребление алкоголя, свинины. Поэтому мусульмане стараются избегать мест, где употребляют спиртные напитки, а в ресторанах и кафе обычно спрашивают, а нет ли свинины в этом блюде. Определенные сложности возникают у мусульманских девушек, которые носят хиджаб. Люди на улице не всегда доброжелательно реагируют на такую одежду, в общественных местах к ним относятся настороженно и даже неприязненно, охрана их тщательнее проверяет. Наверное, мы сами должны объяснять людям, что ношение такой одежды - это не признак воинственности или вызов, а просто выполнение предписания.
РГ | А вы совершали хадж?
Муртазин | Конечно. Когда приезжаешь в Мекку, стоишь рядом с храмом Кааба, вокруг летают и щебечут птицы, создается ощущение, что на какое-то мгновение оказался в чистоте рая. Два миллиона человек со всего мира собираются здесь.
РГ | А такое огромное количество людей в одном месте - это не страшно?
Муртазин | Паломничество - не туризм. Это испытание веры, а трудности и неудобства только прибавляют благости. Вернувшись из паломничества, человек начинает по-новому понимать жизнь. Как будто идешь-идешь к вершине, и вдруг перед глазами появляется огромный мир, доселе неизвестный. Душа раскрывается, все это запоминает, а потом всю жизнь напоминает, кто есть человек и для чего он живет на свете.
РГ | Как мусульмане находят общий язык с людьми другой веры и культуры?
Муртазин | Думаю, все определяется степенью веры человека. И Иисус, и Моисей, и Авраам - для нас посланники божьи. Поэтому мусульманин не видит, например, в Библии ничего враждебного и чуждого. Мы можем спокойно разговаривать и с православными, и с иудеями, и с людьми, которые еще вообще не нашли места в духовной жизни. Вера определяется не вашим отношением к Богу, а тем, что Бог есть. Для нас Бог есть везде.
РГ | Как бороться с ксенофобией в современном обществе?
Муртазин | В советское время не возникало таких острых проблем в отношениях между русскими и нерусскими, потому что государство утверждало, что все - граждане одного государства и все равны. Сейчас в обществе происходит осознание того, кто ты есть по своей вере, но, к сожалению, многие стали неправильно воспринимать сам религиозный дух. Нужно понимать, что Россия - наша общая родина. Тогда не будет повода у отдельных личностей, я подчеркиваю, таких людей немного, высказывать шовинистские лозунги. Это в Европе мусульмане - в основном приезжие и иммигранты, которых там раньше не было. А в нашей стране мы живем бок о бок уже более 1000 лет. Мы вместе строили дома, города. Разве Москва построена только русскими? Образ врага, конечно, насадить легко, но вот зачем?