Сегодня начинается государственный визит президента Владимира Путина в Мадрид. Накануне российский лидер дал интервью испанским средствам массовой информации. "Российская газета" приводит выдержки из ответов главы государства по вопросам российской и международной политики и двустороннего сотрудничества с Испанией.
Об отношениях с Испанией
Я с сожалением должен отметить, что за последние годы немногое изменилось с точки зрения развития наших торгово-экономических связей. Определенный рост есть, но все-таки он не такой, который мы хотели бы видеть, не такой, которого мы ожидали. Накопленные небольшие инвестиции измеряются несколькими сотнями миллионов долларов, это ничтожно мало и для Испании, и для России. Надо сказать, что с соседями Испании у нас несопоставимо больший объем товарооборота, и инвестиционный процесс налажен гораздо интенсивней. Это, конечно, не соответствует нашему потенциалу. Мне очень бы хотелось, чтобы этот визит послужил реальным толчком к развитию наших отношений. Я уверен - это можно сделать.
О целях G8
Одна из целей "восьмерки": оказание содействия развивающимся экономикам. И борьба с бедностью, борьба с болезнями - это из повестки в повестку перекочевывает от одной "восьмерки" к другой. Постоянно! И понятно почему: потому что так называемые основные вызовы современности как раз имеют корни в бедности и социальной несправедливости, в болезнях и низком уровне образования. Поэтому, мне кажется, страны с развитой экономикой заинтересованы в том, чтобы наладить контакты с теми государствами, которые нуждаются в поддержке.
О вступлении Испании в G8
Россия сама не так давно присоединилась к "Группе восьми". И в принципе нам было бы некорректно выступать с какими-то инициативами в плане расширения "восьмерки". Но, конечно, Испания - это страна, которая может претендовать на полноправное участие в любой международной организации, в том числе и в "Группе восьми". Вместе с тем хочу обратить ваше внимание на то, что Испания уже сегодня в рамках работы по линии Евросоюза непосредственно влияет на принимаемые "восьмеркой" решения. Потому что в работе каждой "восьмерки" Евросоюз представлен как организация. Поэтому Испания не только имеет возможность, но напрямую влияет на подготовку тех или иных решений и на окончательные результаты работы "большой восьмерки".
О злоупотреблениях чиновников
Это характерно не только для России. Уверен, что и Испания, и любая другая европейская страна, любая страна мира с этим сталкивается. К сожалению, до сих пор человечество эффективного способа борьбы с этим явлением не выработало, но это не значит, что мы должны смириться с существующим положением вещей. Мы всегда должны стремиться к тому, чтобы ограничить власть чиновника, поставить его в рамки закона, сделать его работу предельно прозрачной, публичной и в то же время обеспечить права членов семей.
Об ОБСЕ
Делать из ОБСЕ только надзирателя за постсоветским пространством, на наш взгляд, совершенно неправильно. Она не для этого создавалась. Но это не значит, что мы не собираемся работать с ОБСЕ на этой площадке. Конечно, собираемся и будем обязательно работать с ОБСЕ при понимании того, что все участники этого процесса, этой совместной работы будут иметь равный, недискриминационный доступ к принятию решения.
Важно в организации работы в ОБСЕ - принимать решения должны сами государства. Аппарат ОБСЕ не должен подменять государства - членов этой организации. А в самом аппарате и в административных структурах должен возобладать принцип, при котором все государства будут представлены на должном, равноправном уровне.
О Палестине
Легитимным путем у власти в Палестине оказалась организация, которую практически все западное сообщество давно объявило террористической. Малоприятная ситуация для участников мирного процесса, но из нее есть выход, я абсолютно в этом убежден. И, что самое главное, мне кажется, было бы большой ошибкой приостановление помощи палестинскому народу. Ведь когда мы говорим о причинах и корнях терроризма, что мы, как правило, называем в качестве основных причин? Социальную несправедливость, нищету, безработицу. Ну, давайте прекратим помогать рядовым гражданам, жителям палестинской автономии. Мы что, будем таким образом искоренять причины терроризма и преступности? Конечно, нет.
Об Иране
Мы очень кооперативно работаем и с европейской "тройкой", и с нашими американскими коллегами. Решение, которое принято в рамках Совета управляющих МАГАТЭ, считаем сбалансированным. Будем разъяснять нашим иранским партнерам суть этих решений. А суть заключается в том, что "Иранское досье" не передано в Совет Безопасности. Речь идет об информировании о совместной работе Совета Безопасности по "иранскому досье". Но это не передача досье в Совет Безопасности. Это существенная разница. И все это, на мой взгляд, нам позволяет дальше искать пути урегулирования этого вопроса.
О переговорах с террористами
Ни одно цивилизованное государство не позволяет себе такой роскоши, как вести переговоры с террористами, потому что любые переговоры с террористами ослабляют государство и укрепляют террористов. Но если та или другая структура сложила оружие, твердо заявила о том, что она отказывается от любых форм вооруженной борьбы с властью и государством, тогда, конечно, они заслуживают того, чтобы вести с ними диалог.
Мы не ведем диалога с теми, у кого на руках кровь российских граждан, но мы готовы и даем возможность участвовать в политической деятельности любым представителям оппозиции, и в том числе вооруженной оппозиции Чеченской Республики, тем, кто не замешан в убийствах и прямом криминале.
О российской государственности
Российская государственность еще находится в процессе развития. Ее нельзя назвать абсолютно устойчивой. У нас и многопартийные системы в европейском смысле этого слова пока не созданы. Есть одна устойчивая политическая партия, коммунистическая. Другая зарождающаяся, но уже точно устойчивая политическая сила - "Единая Россия". Она считается сейчас правящей, но до конца еще не сформировала свою идеологическую базу. Внутри нее еще происходят бурные процессы идеологического характера. Сама партия должна твердо встать на ноги, четко определить свои приоритеты, если они претендуют на то, чтобы быть правоцентристами. Об этом нужно говорить, нужно точно сформулировать, что такое правоцентризм в современной России. И, конечно, в таких условиях парламентские выборы в конце 2007 года, затем президентские выборы - большое испытание для молодой российской демократии и государственности.
Об укреплении вертикали власти
Когда мы говорим об усилении государства, я понимаю под этим не усиление репрессивного аппарата. Я говорю о способности государства принимать нужные обществу и населению законы и о способности государства проводить эти законы в жизнь. Если мы понимаем так укрепление государства, то это укрепление не будет способствовать развитию коррупции, а наоборот, будет подавлять коррупцию.
О влиянии на Госдуму
Мое влияние на Думу, конечно, является существенным, но оно сильно преувеличено, потому что по некоторым вопросам у депутатов есть свое мнение, им же нужно на выборы идти в конце 2007 года и они должны считаться с мнением общественности, с мнением своих избирателей. И более того, такое единодушие между мной и депутатским корпусом объясняется не столько административным воздействием, оно объясняется нашим контактом и нашей постоянной работой, и моей работой с депутатским корпусом. Просто я не ставлю таких вопросов, которые вызвали бы у них негативную реакцию и отторжение.
О захоронении тела Ленина
Я считаю, что так же, как испанцы в свое время много страдали во время Гражданской войны, так же или еще больше страдали от междоусобицы и гражданского противостояния граждане России. И сегодня мы не должны способствовать расколу, а каждым своим шагом мы должны способствовать объединению, примирению. Поэтому я буду стремиться к таким решениям, которые были бы поддержаны подавляющим большинством граждан страны. И еще раз хочу подчеркнуть: способствовали бы примирению и объединению нации, а не расколу.