Об этом говорили вчера участники совещания в Росстрое. И пришли к выводу: отменять лицензирование пока рано.
Напомним, что процесс сокращения количества лицензируемых видов деятельности идет уже не первый год - в рамках административной реформы государство последовательно сокращает свое "присутствие" в бизнесе. Идея, сформировавшаяся в минэкономразвития, преследовала вполне определенную цель: облегчить жизнь бизнесу, разрушив административные препоны. В прошлом году очередь дошла и до строителей: были приняты поправки в закон о лицензировании, согласно которым с января 2007 года прекращается лицензирование не только по строительству, но также по проведению проектных и изыскательских работ.
На смену существующей системе, по замыслу авторов идеи, должен, во-первых, прийти контроль со стороны саморегулируемых организаций - добровольных объединений профессиональных участников рынка. И, во-вторых, страхование ответственности строителей взамен существующей госэкспертизы проектов. Логика предельно прозрачна. Чиновника можно "уговорить". Но заставить профессиональное сообщество поддержать сомнительную компанию, рискуя репутацией всех участников рынка, сложно. Как не менее сложно и "обойти" профессионалов-страховщиков, которые вряд ли захотят расплачиваться за чужие ошибки, а потому будут рассматривать каждый проект под лупой.
Однако это все в теории. А на практике мы имеем то, что имеем. До окончания срока действия лицензирования осталось 10 месяцев, а закон о саморегулируемых организациях Госдумой пока не принят. Не готов также ни один технический регламент - эти новые нормативы должны прийти на смену давным-давно устаревшим СНИПам и ГОСТам.
Профессиональные сообщества, впрочем, имеются: есть имеющий семидесятилетнюю историю Союз строителей России и есть возникшая недавно и возглавленная бывшим министром строительства Николаем Кошманом Ассоциация строителей России.
Но каким образом они смогут контролировать десятки тысяч строительных компаний по всей стране, на данный момент совершенно непонятно.
Не случайно многие выступают против отмены лицензирования. Позицию руководителей регионов (если не всех, то многих) жестче всех проговорил мэр Москвы Юрий Лужков: "Государство, которое единственное в рыночных условиях может эффективно играть роль противовеса разного рода недобросовестным коммерческим интересам, со всех ног улепетывает от надзора за качеством и безопасностью строительных работ". Выступая в "РГ", Лужков резко раскритиковал "рыночные" механизмы регулирования, заявив, что "лучше перебдеть, чем потом расхлебывать".
Как ни странно, стройбизнес тоже не жаждет излишней свободы. Руководители многих компаний (особенно крупных) открыто говорят, что лицензирование им только на руку. С одной стороны, лицензии подтверждают их профессионализм. С другой - система защищает их от недобросовестной конкуренции со стороны мелких компаний, которые пытаются выйти на рынок, предлагая более дешевое строительство, и часто за счет снижения качества.
Глава Федерального лицензионного центра при Росстрое Александр Толкачев высказался вчера более осторожно, но тоже вполне определенно. С одной стороны, он согласился, что существующая система лицензирования нуждается в совершенствовании, развитии и "адаптации к изменяющимся условиям рыночных отношений".
Но в то же время, по его мнению, отказ от лицензирования может привести к хаосу в отрасли - даже элементарную информацию о деятельности или надежности той или иной строительной фирмы получить будет невозможно.
Конечно, и сегодня, прямо скажем, лицензирование - это не панацея. Например, многие из компаний, проштрафившихся перед дольщиками, задолго до краха попадали под "колпак" лицензионного контроля: в прошлые годы приостанавливались лицензии у "Мастерка", "Стройметресурса", совсем недавно наказана "Социальная инициатива" и еще 130 компаний. (Кстати, эту информацию при желании можно найти на официальном сайте лицензионного центра.)
Тем не менее все они работали на рынке не год и не два, и с лицензированием до поры у них все было в порядке. Вряд ли стоит рассчитывать, что отсутствие всякого контроля может ситуацию выправить, скорее, наоборот. Ни "Трансвааль", ни "Дельфин", ни рушащиеся время от времени стены в старых зданиях и - случалось - новостройках забыть об этом не дадут.
Глава Росстроя Сергей Круглик сообщил, что то "подвешенное" состояние, та неопределенность, в которой оказалась строительная отрасль, заботит не только его ведомство.
Об этом прекрасно знают и в минэкономразвития. "Мы собираемся встретиться с Германом Грефом в самое ближайшее время", - пообещал вчера глава Росстроя. Сегодня вопрос будет обсуждаться еще раз: должен состояться общественный совет, на котором все заинтересованные стороны смогут снова взвесить все "за" и "против".
По мнению председателя комитета Госдумы по собственности Виктора Плескачевского, "ничего страшного" пока не происходит: если закон о СРО депутаты принять не успеют, во второй половине года можно будет отодвинуть сроки окончания действующей системы лицензирования.
Собственно, к такому предварительному выводу пришел и Сергей Круглик, заявив по итогам совещания, что "продление системы лицензирования неизбежно".