08.02.2006 03:50
    Поделиться

    Цены на топливо загоняют экономику России в угол

    Как рассказал накануне корреспонденту "РГ" глава Росавиации Александр Юрчик, уже половину, а порой и до 60 процентов цены авиабилетов уходит на оплату керосина для самолетов. Чтобы сохранить тарифы на проезд доступными для пассажиров, транспортники вынуждены отказываться от обновления и ремонта техники, от увеличения зарплаты и сокращать соцпакеты своим сотрудникам. Из-за этого многие хорошие работники уходят из профессии. В конечном счете страдает еще и безопасность перевозок.

    Участники съезда говорили о том, что удорожание транспортных услуг - это не только проблема для перевозчиков и пассажиров. Ведь любой товар, прежде чем попасть к покупателю, неоднократно перевозится. Поэтому рост цен на топливо бьет по карману даже тех, кто не выходит из дома - что ни день, то все дороже становятся продукты питания, товары, услуги. По словам специалистов, в стоимости кирпича, например, 40 процентов составляют транспортные расходы. Таким образом, главные российские монополисты, подняв за два последних года цены на топливо на 80 процентов, действительно загоняют в угол и население, и всю отечественную экономику.

    И при этом, возмущался заместитель министра транспорта Александр Мишарин, Россия является крупнейшей нефтедобывающей страной. Но, оказывается, там, куда мы поставляем нефть, дела обстоят гораздо лучше, чем в России. "Мы, например, гоним сырую нефть в Германию, - рассказал глава "Аэрофлота" Валерий Окулов, - там из нее делают топливо, и, как ни парадоксально, стоит оно дешевле, чем нам продают собственные производители. Поэтому российские летчики стараются заправиться керосином в Германии. Заливают все что можно, под самые пробки".

    Как объяснил председатель Союза транспортников России Виталий Ефимов, в западных странах, чтобы сохранить конкурентоспособность товаров и уровень жизни населения, принимаются национальные комплексы мер по снижению роста цен на топливо. В немонопольном секторе работают гибкие рыночные механизмы, в монопольном - жесткие рамочные ограничения, законодательно закрепленные по каждой компании. В результате даже в бывших странах СЭВ сумели свести до минимума негативные колебания цен на топливо в стоимости товаров. В России же это дело пущено на самотек: в каждом аэропорте сидит свой монополист, который держит цену на топливо. А если поблизости оказывается второй заправщик, то сговориться им ничего не стоит. Зато стоит всем нам. Остановить этот процесс без твердого слова государства в адрес производителей и продавцов топлива невозможно, пришли к выводу участники съезда. В своей резолюции они обратились к правительству с просьбой взять ситуацию "в свои руки" и разрушить монополию на топливно-заправочные услуги. Кстати, подобные отраслевые съезды готовят сейчас аграрии, электроэнергетики и машиностроители.

    Справка "РГ"

    Цены на дизельное топливо за последние три года повысились в Великобритании на 23,3 процента, в Германии - на 42,6, Австрии - на 34,9, Франции - на 39, США - на 15 процентов. В России - на 235 процентов.

    На бензин: в Великобритании на 21 процент, в Германии и Франции - на 26, Австрии - на 0,8 процента, в Чехии - на 11 процентов. В России - на 186 процентов.

    Поделиться