Сразу было понятно, что радости эта новость в народе не вызовет, поскольку обещанная сумма оказалась чрезмерна мала: 60-70-ти рублей хватит на 12-14 поездок (две недели назад цена на проезд в городском общественном транспорте выросла с 4,5 до пяти рублей). Между тем, воронежские льготники привыкли ездить в коммерческих автобусах (других в областном центре просто-напросто не осталось) без ограничений.
В прошлом феврале в связи с заменой льгот денежными выплатами порядок провоза в столице Черноземья изменился. Согласно постановлению обладминистрации, всех льготников стали возить бесплатно, за что владельцы маршруток из бюджета начали получать компенсацию. Тем не менее, льготник, за которого шли безналичные выплаты из бюджета, оказался пассажиром "невыгодным". Причина - в неадекватном размере компенсации: в месяц на эти цели выделялось порядка 31,2 миллиона рублей. Если разделить эту сумму на количество воронежских льготников - их около 500 тысяч (почти четверть населения области), то получится, что на каждого приходится 60 рублей в месяц. Однако и безо всяких исследований понятно, что льготники "наезжают" гораздо большую сумму. Для воронежских пенсионеров характерна практика, когда, к примеру, за рыбой, которая дешевле рублей на пять-шесть, человек едет на другой конец города - просто потому, что эта поездка ему ничего не стоит - кроме затраченных усилий, разумеется. Таким образом, с точки зрения владельцев пассажирского парка и водителей, получается, что они возят льготников себе в убыток и по ценам много ниже рыночных. Поэтому весь год перевозчики пытались добиться положенной по закону монетизации льгот. Это их требование поддерживала мэрия Воронежа, где есть понимание того, каковы на самом деле причины изношенности пассажирского парка и почему перевозчики закупают не новенькие автобусы, а "бэушные", уже изрядно поездившие по дорогам Европы, - транспорт, который за рубежом считается технически изношенным и не соответствующим экологическим стандартам.
Несмотря на все это, региональные власти собирались - о чем и было неоднократно заявлено - сохранить прежний порядок предоставления льгот. Но передумали после того, как последовали санкции из федерального центра: в этом году область вместо прошлогодних 180 миллионов рублей, предназначенных на обеспечение равного доступа к транспортным услугам, область получила всего 36 миллионов. Таким образом, областной администрации дали понять, что как бы то ни было, но от натуральных льгот, как от жившего свой век атавизма, необходимо отказываться.
По словам заместителя начальника областного управления по промышленности, транспорту и связи Юрия Низовцева, власти решили не использовать такой механизм как единый проездной билет, поскольку, как показывает опыт, стоимость билета в 100-200 рублей оказывается явно недостаточной, и ее все равно приходится компенсировать из бюджета, в котором, как известно, средств нет. Так что всем льготникам, федеральным и региональным, будут доплачивать "транспортные" 60-70 рублей в рамках единого социального пакета - никаких дополнительных справок, как утверждают власти, для этого собирать не придется. Есть одна обнадеживающая новость: "народные" автобусы (числом около 80), которые бесплатно перевозят всех без исключения воронежцев, останутся. Более того, число маршрутов, по которым они ходят, будет увеличено.
Что же касается пригородных и внутриобластных железнодорожных перевозок, то здесь натуральные льготы сохранятся. По крайней мере, на этот год.
Кстати
В Липецкой области федеральные и региональные льготники ежемесячно покупают проездные билеты по цене 150 рублей. Это дает им право бесплатного проезда в муниципальном и областном транспорте (на маршрутные такси льготы не распространяются). Льготникам, проживающим в Орле, проездной обходится в 160 рублей, остальное - порядка трех миллионов рублей ежемесячно - транспортным предприятиям компенсируют из городского бюджета. Самый дешевый "социальный билет" - в Курске, где месячный проездной в муниципальном транспорте стоит сто рублей.