В преддверии главного события четырехлетия корреспондент "РГ" встретился с двукратным олимпийским чемпионом, руководителем Росспорта Вячеславом Фетисовым, который поделился своими мыслями о перспективах российской команды.
Российская газета | С каким настроением вы отправляетесь в Турин?
Вячеслав Фетисов | Как в прошлом спортсмен, волнуюсь, потому что для каждого, кто участвует в Играх - тренера, спортсмена, функционера и даже болельщика, это серьезное событие. Я планирую посмотреть начало Игр и, если позволят дела, которых сейчас по моему ведомству скопилось очень много, может быть, вырвусь на последние дни олимпийских стартов. Правда, сожалею, что у меня будет только лишь гостевая аккредитация. С ней я не буду иметь свободного прохода в Олимпийскую деревню, а также в другие службы обеспечения Игр. Чтобы встретиться со спортсменами, мне придется за сутки заказывать специальный пропуск. Единственное, на что я могу рассчитывать, так это на место на трибуне для почетных гостей...
Впрочем, меня сейчас волнует прежде всего результат. Мы провели кропотливую работу и выполнили все свои обязательства. Как глава Росспорта могу сказать, что подготовительный период к Олимпиаде полностью обеспечивался средствами из федерального бюджета. Благодаря беспрецедентным усилиям государства за три предолимпийских года были созданы необходимые условия для качественной подготовки наших команд. Только спортивно-технологического оборудования и инвентаря для зимних видов спорта было закуплено на сумму более 36 миллионов рублей. Это очень серьезные деньги, но все они пошли по назначению.
Показательным с точки зрения эффективности использования выделенных средств является пример наших бобслеистов, которые последние два года тренировались за счет Росспорта за рубежом на самом современном и дорогостоящем оборудовании. Скажем, один "боб" стоит порядка 200 тысяч евро. Но мы идем на такие траты, поскольку понимаем, что для достижения высоких результатов должны соответствовать мировым стандартам. Я был на этапе Кубка мира, общался с ребятами и увидел, как меняется отношение у людей. Они почувствовали на себе заботу и внимание и стараются показывать отличные результаты. Мы очень рассчитываем, что в Турине экипаж Зубкова может показать отличные результаты как в соревнованиях "двоек", так и в "четверках".
РГ | Я слышал, что вы проехались в составе экипажа по бобслейной трассе?
Фетисов | Да, перегрузки там бешеные! У меня до сих пор болит шея, и это при том, что я физически крепкий и подготовленный человек.
РГ | Кроме бобслеистов, кто может "выстрелить"?
Фетисов | Способны на многое наши конькобежцы. Обратите внимание, еще два года назад на них мало кто рассчитывал. Их очевидный прогресс также во многом объясняется тем, что нашим скороходам были созданы нормальные условия для полноценных тренировок. Речь идет о крытых конькобежных аренах в Москве и Челябинске. Активно идет строительство аналогичного сооружения в Коломне. Последние результаты, например Светланы Журовой, говорят о том, что усилия государства в лице Росспорта не были напрасными и в конькобежном спорте также можно рассчитывать на хорошие результаты.
РГ | Росспорт направляет в Турин большую группу специалистов. С какой целью?
Фетисов | Их задача - помогать спортсменам решать организационные вопросы. Всего это около пятнадцати человек, включая финансистов. Не секрет, что расходы на вознаграждение спортсменам заложены в бюджет. Напомню, что призерам гарантированы те же выплаты, что и после летней Олимпиады-2004 в Афинах, то есть 50 тысяч долларов за золотую медаль, 30 - за серебряную, 20 - за "бронзу".
РГ | На сколько медалей мы можем рассчитывать?
Фетисов | Мы получили медальный план от федераций, которые будут участвовать в Играх. Если подвести некие итоги, то, по нашим подсчетам, в копилке российской команды по итогам Олимпиады должно быть 24-25 медалей разного достоинства. Из них - шесть-восемь золотых. Три федерации "заявились" на победу в Турине. Это лыжные гонки, биатлон и фигурное катание. Кстати, фигуристы собираются взять две награды высшей пробы, хотя, как показывают последние турниры - чемпионаты Европы и мира, у них есть шанс перевыполнить план.
А вот некоторые федерации меня очень удивили. Прежде всего хоккеисты. В команде играет много людей, которых я знаю лично, и, поверьте, я буду болеть за ребят и верить в то, что им по силам сотворить чудо. Но при этом я абсолютно не понимаю Федерацию хоккея, которая обозначила в официальных бумагах, что будет бороться за "бронзу". И это несмотря на заявления многих руководителей команды о том, что мы едем за "золотом".
Как бы не получилось повторения истории в Солт-Лейк-Сити, когда накануне полуфинала с американцами только команда и тренерский штаб верили в то, что нам по силам пройти в финал...
Вообще если оценивать наши шансы в общекомандном зачете, то попадание в первую тройку по итогам Игр нам, скорее всего, не грозит. Но сейчас важно создать материальную базу для того, чтобы в будущем мы могли претендовать на большее количество медалей и первенство в командном зачете.
Решением в том числе и этих задач мы собираемся заняться в ближайшие годы согласно принятой Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта на 2006-2015 годы".
Создание условий для развития спорта высших достижений - неотъемлемая часть наших планов. И вообще мы стараемся увязать это понятие и понятие "массовый спорт", сделать их единой составляющей. Без массовости нельзя отыскать и развить таланты, которые принесут России золотые медали на чемпионатах мира, на Олимпийских играх.
Федеральная целевая программа, которая была принята правительством РФ, - это комплексное решение всех проблем, связанных с массовым спортом, с созданием условий для всех слоев населения, но особенно для детей и молодежи. Мы прекрасно понимаем, что без их вовлечения в этот процесс решение многих социальных проблем невозможно. Нельзя прятаться от неприятной реальности - в нашей стране уже никого не удивляют наркомания в школах, ранний алкоголизм, детская преступность. Конечно, спорт не может быть панацеей от всех этих бед, но спорт дает альтернативу, помогает противостоять злу. Согласно исследованиям, если к 12 годам ребенок занимается спортом, то у него вырабатывается своеобразный иммунитет к употреблению наркотиков, алкоголя, табака. Он растет более дисциплинированным, с совершенно другими жизненными установками. Мы не говорим, что из него обязательно вырастет олимпийский чемпион, но он будет здоровым, по-хорошему амбициозным, будет ставить перед собой цели и добиваться их.
РГ | А где они, собственно, будут заниматься спортом?
Фетисов | Мы приступаем к реализации плана строительства спортивных сооружений за счет капитальных вложений. И намерены создать на базе образовательных учреждений 1467 многофункциональных залов, 733 зала с бассейнами и 733 стадиона-площадок. Для населения, для развития спорта по месту жительства предусмотрено строительство 1000 новых физкультурно-оздоровительных комплексов.
Что касается спорта высших достижений, то предполагается осуществить строительство и модернизацию 7 федеральных спортивных баз, реконструкцию и модернизацию 20 спортивных центров на территории России.
РГ | Вспоминая допинговые скандалы в Солт-Лейк- Сити, нет ли у вас опасений, что в Турине нас ждут очередные разоблачения?
Фетисов | Сейчас некоторые СМИ пишут, что Фетисов обещает, что ни один российский спортсмен допинг употреблять не будет. Но разве я могу отвечать за каждого конкретного спортсмена? А если вдруг взбредет Иванову или Петрову попробовать таблетку от насморка или съест он на улице что-то не то... У человека, который едет на Олимпийские игры, должна быть мера ответственности. Это я говорю как спортсмен. У меня тоже брали пробы. Внутренняя дисциплина не должна давать возможности съесть так здорово пахнущую сосиску. Питаться нужно только в определенных местах, где есть общая кухня для спортсменов.
И всегда важно помнить, что на кону стоят собственная репутация и честь флага, цвета которого ты защищаешь.
Со своей стороны Росспорт сделал все возможное, чтобы наша команда отправилась на Игры "чистой". Благодаря приобретению самого современного оборудования при агентстве заново создан и успешно функционирует Антидопинговый центр. За короткий срок центр вошел в тройку лучших лабораторий мира, о чем еще год назад нельзя было и мечтать, речь шла о закрытии центра.
Мы сделали все возможное, чтобы создать антидопинговую лабораторию, привлечь лучших специалистов, информировать об этом всех заинтересованных лиц. Накануне Олимпиады проводились семинары со спортсменами, тренерами, докторами.
Кстати, в числе инспекторов Всемирного антидопингового агентства в Италии будет работать наш человек. Я очень хочу верить, что позорная история с применением допинга российскими спортсменами, как это произошло на Играх-2002 в Солт-Лейк-Сити, не повторится.