09.02.2006 01:10
    Поделиться

    Леонид Окунев: копировать созданное классиками - глупо

    Окунев не мыслит себя, во-первых, без самого театра - внешне невзрачного, скрытого среди новостроек. Во-вторых, без отцовского дома в тихом уголке деревянной Тюмени. Зато обходится без телевизора - полгода назад его вынесли из дома воры, прихватив заодно и нагрудный знак заслуженного артиста. Но не пропускать же премьеру. На полторы недели Леонид одолжил служебный приемник.

    Спрашиваю Леонида, как он оценивает собственную игру.

    - Знаете, не воспринимаю себя. Не могу абстрагироваться, цепляться за кадры критическим взглядом, раскладывать по полочкам: вот в этом эпизоде сыграл отлично, а вот в этом - из рук вон плохо. Однако слукавлю, если скажу, что недоволен "своим" Паниковским. А оплошности не исправишь. Это в спектакле никогда не поздно внести корректировку. Готов к любой оценке своего труда. Не мне судить о достоинствах и недостатках фильма. Спорят о нем - уже хорошо.

    - Вольно или невольно зритель сравнивает последнюю версию с лентами, вошедшими в золотой фонд отечественного кино.

    - Если я бы постоянно оглядывался на великого Гердта, на великого Юрского, не стоило бы браться за эту роль. Разумно ли состязаться с классиками либо "улучшать" созданное ими ранее? И копировать - глупо. Остается творить, лепить свой, оригинальный, образ, опираясь на литературный источник. Что в итоге получилось - отдельный вопрос. Наш фильм лучше смотреть, забыв о прежних работах. Как самостоятельное произведение, а не подражание. Да, это непросто, однако в противном случае цельного, непредвзятого восприятия не будет.

    Впервые с работой Леонида Григорьевича познакомилась столь большая аудитория. Многим его имя ни о чем не говорит. Один из москвичей спросил меня по телефону: "Хоть ты скажи, откуда этот Окунев взялся?" Между тем в большое кино тюменский актер вошел давно. Началом послужила "Патриотическая комедия" Владимира Хотиненко.

    В последние годы тюменский актер вниманием критики не обделен. Получает престижные награды. В 2003 году на "Кинотавре" Окунев со своим партнером по сцене Алексеем Шляминым и воронежцем Камилем Тукаевым получили приз фестиваля за главную мужскую роль: удачу им принесла своеобразная по стилистике комедия Алексея Мурадова "Правда о щелпах".

    Примечательна его роль в фильме "Дверь" - дебютной 15-минутной ленте Владимира Котта. Она удостоена высших наград трех международных фестивалей. Мало того, что фильм черно-белый, он еще и немой. Слова излишни. Отсюда столь насыщенная мимика у свежеиспеченного Паниковского.

    Стоит напомнить: поначалу в роли Паниковского утвердили Гафта. Когда тот отказался, ссылаясь на болезнь, стали спешно перебирать десятки кандидатур. Свой выбор режиссер Ульяна Шилкина остановила на Окуневе с подачи одного московского сценариста. Предложение сняться в "Золотом теленке" для сибирского артиста было неожиданным. Раздумывать не стал: "От такого труда грех отказаться".

    Леонид считает себя актером послушным, покладистым. Тем не менее, на пару с Фунтом - Михаилом Светиным - они устроили маленький бунт на съемочном корабле: настояли на включении важного, по их мнению, фрагмента романа в сценарный план. Человек азартный, Окунев во время одного из перекуров ввязался в "неравную схватку" с Меньшиковым и Татаренковым, тростью отбивался от противников, вооруженных кочергой и внушительными щипцами. Впрочем, дурачиться было некогда. Обычно съемочная смена длилась 12 часов.

    Через неделю Окунев летит в Кению - на съемки полнометражного фильма под условным названием "Экватор". Здесь ему предстоит перевоплотиться в прапорщика, оказавшегося за тысячи километров от родной страны. Между прочим, это первая его поездка за границу.

    - Вы все больше разрываетесь между Тюменью и другими российскими городами. Не проще ли перебраться в столицу? Насколько мне известно, вас приглашали в Москву на постоянную работу.

    - Как говорится, где родился, там и пригодился. На родине легче дышится. Попутешествовать я не прочь, два-три месяца в году можно позволить себе мотаться по съемочным площадкам. А театр - как я его брошу?! Кукольный реконструировали, красавцем стал. Скоро будут строить здание для драматического, труппа наконец-то съедет из переоборудованного склада купца Текутьева. "Ангажемент" тоже достоин хорошего дома.

    ...Окунев провожает меня до ворот, закуривает.

    - Смотрите, звезды видны. Хорошо-то как! Там, где высотки, ночное небо поглощает электрический свет. Нет, и роскошной квартиры не надо. Тут особенная энергетика, она подпитываетЕ Знаете, о чем мечтаю? Поставить пьесу. Исповедальную. О рождении грешного человека, о жизни, любви, смерти. Но эта пьеса еще не написана.

    Поделиться