Разговор шел о проекте строительства нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО), заказчиком и исполнителем которого является "Транснефть".
В практике последних лет уже были проекты, сопоставимые по масштабности, по капиталовложениям, по политической значимости с ВСТО. Например, Балтийская трубопроводная система или "Голубой поток", который проложен по дну Черного моря. Там тоже были острые проблемы, связанные с экологической безопасностью трасс. Но они благополучно, штатно разрешались, не вызывая резкой реакции общества. Проект ВСТО вызвал необычайный всплеск общественного внимания и крайнюю обеспокоенность.
Есть весьма заинтересованные стороны, считает Семен Вайншток, которые не хотели бы диверсификации потоков нефти, изменения направленности развития нефтяной отрасли страны - отрасли, которая, как локомотив, поведет за собой большие производительные силы. Когда на слабо заселенные территории Восточной Сибири и Дальнего Востока придут разведчики, энергетики, геофизики, другие специалисты, деятельность которых сопряжена с нефтедобычей, этот район уже через какой-то промежуток времени будет не узнать. Там будут сформированы современные условия для жизни и работы российских людей.
Весь наш экспортный потенциал, напомнил собеседник, сориентирован на Европу, где сформировалась спекулятивная, дискриминационная по отношению к российской нефти схема ценообразования. Этот порочный круг, считает г-н Вайншток, мы не сможем разорвать, если не обеспечим диверсификацию наших нефтяных потоков. Сегодня Россия имеет возможность открыть для себя Азиатско-Тихоокеанский регион. Или не имеет такой возможности. В случае если туда трубопровод придет, эта возможность появится. Если трубопровода там не будет, то надо хорошо понимать, что Восточно-Сибирскую провинцию освоить не удастся. Вот почему, делает вывод руководитель крупнейшей в мире нефтепроводной компании, не было подобного всплеска внимания к строительству той же Балтийской трубопроводной системы, а сейчас есть.
Полный отчет о разговоре на "Деловом завтраке"
будет опубликован в одном из ближайших номеров.