Сегодня проект этого закона в очередной раз выносится на второе чтение Госдумы.
После того, как 20 апреля 2005 года депутаты прочитали его в первый раз, было предпринято несколько попыток продвинуть закон дальше, но всякий раз на его пути возникали барьеры. Запретить рекламу совсем и прежде всего на телевидении, как это предлагают самые непримиримые избиратели, у думцев, естественно, и в мыслях не было.
"Мало кто в нашей стране сомневается, что реклама главный источник финансирования СМИ", - заметил вице-спикер нижней палаты парламента Владимир Катренко, который руководил экспертной группой по подготовке законопроекта ко второму чтению. Было желание совместить несовместимое - интересы тех, кому реклама "строить и жить помогает", и тех, кому она мешает.
Катренко считает, что компромисс найден. В результате "напряженной работы" текст закона получился "сбалансированным", "взвешенным", отвечающим требованиям времени, учитывающим российское общественное мнение и европейский опыт.
Группе Катренко удалось согласовать самые спорные вопросы законопроекта - о времени и месте рекламы на телевидении и радио, о рекламе пива, о так называемых "зонтичных брендах" и непонятных рекламных конструкциях, которыми в избытке "украшены" российские города.
Законодатели выводят теперь не только среднесуточный предел для рекламы, но и почасовой. По действовавшему до сих пор правилу реклама на телевидении не должна была занимать более 20 процентов времени. Требование это в принципе телеканалами исполнялось. Но реклама распределялась неравномерно - ночью и днем меньше, зато по вечерам, во время самых популярных передач и фильмов, она обрушивалась на телезрителя массированными атаками. Новая редакция закона диктует другой порядок - в каждом часе вещания допускается не более 12 минут рекламы (20 процентов), продолжительность рекламного блока не более четырех минут. Сокращается и суточный объем рекламы - не более 15 процентов.
А к 1 января 2008 года предполагается, что в одном часе рекламы будет всего на 15 процентов. Еще суровее депутаты предлагают отнестись к рекламе в детских передачах, разрешив ее только в начале и в конце. Так советуют специалисты по детской психологии. Впрочем, окончательно судьба этих норм пока не решена, все определится голосованием на сегодняшнем пленарном заседании.
Реклама ограничивается не только по форме, но и по содержанию. Думцам не нравится, что какие-то непонятные люди в белых халатах - скорее артисты, нежели врачи - вещают с телеэкранов о пользе лекарств и пищевых добавок, заставляя россиян находить в себе какие-то болезни и надеяться на исцеление с помощью рекламируемых средств.
Новая редакция закона запрещает в рекламных целях переодевать в белые халаты артистов и политиков. Учтено требование силовиков, протестующих против использования знаков дорожного движения в качестве рекламных конструкций, - как с лицевой, так и с обратной стороны. И вообще, сами эти конструкции теперь будут под пристальным вниманием - в проекте закона есть норма, которая, по словам Владимира Катренко, позволяет руководителям муниципалитетов "влиять на установки рекламных конструкций с учетом архитектурного облика города, градостроительных планов". И избавить город от этого украшения, если конструкция используется не в целях рекламы.
И еще одно нововведение, о котором много спорили, - в дни официального траура реклама на радио и телевидении будет запрещена.
Некоторые депутаты опасались, что новый закон вернет на телеэкраны пиво и спиртные напитки в спонсорской рекламе. Однако исправленный текст поводов для подобных опасений, по мнению Катренко, уже не дает. Рекламировать во время трансляций спортивных соревнований позволяется бренды и названия компаний, а не напитки, которые под запретом.