Всего год назад чуть больше полутора тысяч москвичей имели дома счетчики на водопроводных трубах. К 1 октября прошлого года таких стало уже 12 тысяч. А к началу 2006 года удвоилась и эта цифра, достигнув 24,5 тысячи. Конечно, если вспомнить, что в Москве 3,5 миллиона лицевых счетов, то это количество даже меньше одного процента - капля в море. Но тенденция налицо. Так что же такое произошло, что москвичи, словно педантичные немцы, вдруг взялись жестко ограничивать себя в обычной воде из-под крана? Причем не под чьим-то нажимом, а совершенно добровольно, выкладывая из собственного кармана по 4,5-5 тысяч рублей.
Столько сейчас стоит установка пары счетчиков - одного на трубу с холодной, другого - с горячей водой.
Урок Натальи Павловны
"А ты посчитай сама, сколько с тебя дерут лишнего, - популярно объяснила мне причины зарождающейся любви к счетчикам соседка-пенсионерка Наталья Павловна Беликова, которая обзавелась ими еще в минувшем сентябре. - Без счетчика платишь по нормативу - это примерно за 12 кубометров с человека в месяц. Вас двое, значит, платежка приходит на 24 кубометров. Нас в семье - тоже двое. Теперь посмотри, сколько мы платим и сколько - вы". И выложила квитанции. Результаты выглядели впечатляюще: всего за 4,6 кубометра воды в месяц платили мои соседи. Меньше нормы вдвое! А ведь у них, сразу вспомнила я, как и у меня, есть и посудомоечная, и стиральная машинки. "Я поставила теперь счетчики и племяннику в квартиру, и маме, - похвасталась Наталья Павловна. - Чистой экономии как минимум 300 рублей в месяц". "Вам-то какая польза от этого? - по-прежнему не понимала я. - Ведь вы же оба с мужем пенсионеры, имеете льготы, за вас частично городской бюджет платит"... "Это правда, - согласилась она. Сегодня я экономлю деньги себе и Лужкову. Ну тут ведь дело такое - сегодня Лужков есть и заботится о нас, бедных, а вдруг завтра не будет такого мэра и льгот не будет? Поэтому уж лучше я прямо сейчас начну платить лишь за ту воду, которую действительно трачу, а не ту, что в квитанции с потолка написали".
"А" и "Б" сидели на трубе
"Мы уже 15 лет живем в сфере рыночных отношений, - сказала Ирина Шрамко, первый зам. руководителя центра реформы ЖКХ при департаменте жилищно-коммунального хозяйства Москвы, которую корреспондент "РГ" попросила прокомментировать ситуацию вокруг счетчиков. - Сами выбираем, где покупать одежду и обувь, где учиться и лечиться, исходя из соотношения цены-качества и возможности кошельков. Лишь коммунальное хозяйство до сих пор по сути оставалось в прежней системе, когда большую часть его расходов оплачивало государство". А реформа ЖКХ для населения в основном означала просто повышение цен на все на свете. Желание обзавестись счетчиком у москвичей, по мнению Шрамко, верный признак того, что люди поняли наконец, что теперь они сами могут влиять на свои траты на оплату коммунальных ресурсов, могут реально сэкономить. Но этот переворот в сознании не смог бы произвести даже самый навороченный счетчик в отдельно взятой квартире, убеждена Шрамко, если бы исполнительная власть не проделала колоссальную, но малозаметную на первый взгляд работу, поставив приборы учета сначала на каждый отдельно взятый дом. Такую задачу поставило перед префектурами правительство Москвы в специально принятом на этот счет постановлении от 10 февраля 2004 года. Сегодня, спустя два года после его принятия, 21 тысяча из 24 тысяч муниципальных домов такие приборы уже имеют.
Спрашивается, зачем они нужны, если показывают потребление воды в среднем пусть не по всей Москве, но все равно именно в среднем на жителя отдельно взятого дома? Но именно эти общедомовые счетчики, оказывается, стали для коммунальщиков инструментом в поиске сверхнормативного потребления воды. Вот пример лишь трех домов в Митино, расположенных по улице Генерала Белобородова и прикрепленных к одному ЦТП 184. Едва на каждом из них появился узел учета, как стало ясно, что их показания в 7 раз меньше, чем считалось по данным ЦТП. Так выявились внутриквартальные протечки. Пошли по внутриквартальным трубопроводам - и обнаружили, как свищет вода прямо в землю, подмывая фундаменты расположенных по соседству домов. Заменили трубы - и расходы воды сразу же значительно сократились. А ведь пока эти хлещущие подземные струи не были обнаружены, жители дома платили и за уходящую с ними воду - поделенную в среднем "по колхозу" на все здания, подсоединенные к одному центральному тепловому пункту.
Примеров таких могут привести великое множество в каждом из административных округов Москвы. Но у общедомовых счетчиков есть и другая, не менее важная функция: они контролируют качество поступления воды в дом, что не под силу счетчикам, установленным в квартире.
Лишние купальщики
А когда оказалось, что даже всего один счетчик на весь дом позволяет экономить живые деньги в твоем кошельке, то давно назревший вопрос: а почему я должен платить за воду столько же, сколько платит сосед Иван Иванович, хотя прописан он тоже один, но держит еще пятерых квартирантов, уже не мог оставаться без ответа. Реально живущие, но нигде не зарегистрированные, а потому не платящие за коммунальные услуги люди, приезжающие в Москву на заработки, - настоящий бич столицы. По оценке экспертов, число их доходит летом до 30 процентов населения Москвы. То есть - до 3 миллионов человек.
Юридической управы ни на квартирантов, ни на их хозяев по нынешним законам нет - попробуй ДЕЗ уследи, когда кто к кому приехал, если теперь можно жить незарегистрированным целых 90 дней. Но когда жильцы объявляют на собрании: не хотим платить за непрописанных жильцов, то хозяева легко соглашаются по доброй воле написать заявление такого содержания: "Я прописан в квартире один, но прошу при начислении платы за воду учесть фактически проживающих жильцов в таком-то количестве". Все сдатчики квартир дружно сходятся во мнении: лучше поступить так, чем ждать визита налогового инспектора и отвечать за нелегальную сдачу квартир.
Значит ли это, что в ближайшее время уже не один процент, а большинство москвичей добровольно поставят себя на счетчик? "Полагаю, что да, ведь мы лишь идем путем, который до нас проделал уже весь мир, - считает Ирина Шрамко. - А потом пример Москвы возьмет и вся Россия, ведь интерес к тому, что делает столица, у представителей регионов просто огромный".