14.02.2006 02:12
    Поделиться

    В Воронеже может появиться вакансия омбудсмена для детей

    В Воронеже может появиться вакансия уполномоченного по правам ребенка

    Надо сразу отметить: звонят и пытаются обсудить нарушенные права своих детей в основном взрослые. Что же касается пассивности самих "подзащитных", то она вполне объяснима. Во-первых, дети не всегда даже подозревают, что какие-то их права были нарушены: уровень правовой грамотности несовершеннолетних, равно как и их родителей, оставляет желать много большего, да и про институт омбудсменства мало кто знает. Дело в том, что в Воронежской области до сих пор нет должности уполномоченного по правам человека - ни для взрослых, ни, тем более, для детей. Причиной тому - незаинтересованность областных властей и, скажем так, ненастойчивость рядовой общественности. Во-вторых, имея в виду детскую аудиторию, устроители акции (общественная организация "Союз горожан") объявления о "горячей линии" развесили в школах, которые во время морозов в большинстве своем не работали, - вот обратной связи и не получилось.

    Сами организаторы признают, что, к примеру, до тинейджеров легче всего достучаться в рамках какого-нибудь "зажигательного" мероприятия - к примеру, турнира по пейнтболу. Есть планы нечто подобное устроить в будущем. По научному этот прием называется "инфотейнмент": развлекая информировать - таким образом, по мнению специалистов, необходимые сообщения лучше усваиваются.
    По словам юриста "горячей линии" Екатерины Кудрявцевой, звонят в массе своей мамы, иногда отцы-одиночки, а также социальные педагоги. Ситуации озвучивают самые разные, но есть в рассказах взрослых нечто общее, а именно: все инциденты так или иначе связаны с учебными или лечебными учреждениями. Например, родителям не нравится то необоснованное обилие культмассовых мероприятий, за которые с них в добровольно-принудительном порядке в школах собирают средства. И ладно бы, как заявила одна мама, деньги собирали на что-то стоящее, но зачастую мероприятие иначе как грубой халтурой (с участием заезжих гастролеров) назвать трудно: "Зачем шестиклассникам показывать выступления клоунов, профессионализм которых вызывает сомнение?! Подросткам не смешно - им обидно". Есть вопросы, связанные с обучением детей - ввиду "временной нетрудоспособности" - на дому: одному ребенку с травмой позвоночника, к примеру, отказались дать справку, предписывающую домашнее обучение. В другом случае, по словам родителей, педагог злостно прогуливал уроки на дому, зато деньги за дополнительную работу получил в полном объеме. Есть жалобы и на дошкольные учреждения. Как утверждала одна из позвонивших, в детском саду, куда она водит своего сына, на тихий час деток постоянно укладывают в разные кроватки и к тому же не следят за чистотой полотенец. Как правило, рассказывая обо всех этих вопиющих случаях, родители убедительно просят юристов помочь, но помочь, желательно, таким образом, чтобы сами папы-мамы и их дети не "засветились": мол, ребенку еще учиться (или лечиться) - и нам лишние проблемы ни к чему. Правда, изредка попадаются и решительные родители. К их числу, например, можно отнести отца-одиночку, который советовался на предмет, стоит ли ему подавать в суд на тренера (сын, находящийся под его присмотром, сломал на спортивных занятиях ногу), заявил, что готов на каком угодно собрании высказать все, что он думает по поводу "сломанной ноги и ответственности тренера" в частности и по детскому омбудсмену в целом.

    Большое впечатление на юристов "прямой линии" произвел звонок педагогов одной из воронежских школ. Учителя рассказали о нестандартной ситуации: родители девочки-подростка, которая учится на "отлично" и ни в чем дурном замечена, вроде бы, не была, заявили о своем желании расстаться с дочерью. Основание - проще некуда: мол, дочь плохо себя ведет, и мы не можем с ней справиться. "Помимо того, что здесь были проблемы с законодательством: как при живых и благополучных родителях определить ребенка в интернат, - рассказывает Екатерина Кудрявцева, - возникает множество других проблем, имеющих отношение к правам девочки: к примеру, необходимость отстоять ее право на часть жилплощади, где проживают родители".

    Работа "горячей линии" продолжится до 20 февраля. Как заявила корреспонденту "РГ" куратор образовательно-просветительских программ "Союза горожан" Анна Гармонова, нынешняя акция - это не только попытка помочь тем, кто нуждается в помощи (привлекая, в том числе, депутатов городской думы), еще одна цель - провести мониторинг: в частности, "прощупать" общественное мнение на предмет введения в Воронеже института уполномоченного по правам человека. Пока что все звонившие высказывались за "омбудсмена для бэби", только одна родительница (которая жаловалась на антисанитарию в детском саду) оказалась законченной пессимисткой - заявила, что "все бессмысленно".

    После завершения акции общественники намерены инициировать проведение в городе публичных слушаний на тему "Нужен ли Воронежу омбудсмен?". В перспективе предполагается вынести вопрос о заступнике для детей на рассмотрение депутатов городской думы и заручиться их поддержкой. Окончательным итогом всех этих мероприятий должно стать введение поста уполномоченного по правам детей в Воронеже и появление соответствующей статьи расходов в городской казне.

       прямая речь

    Илья Сиволдаев, юрист общественной приемной по правам человека:

    - Сегодня уполномоченные по правам детей имеются в 17-ти субъектах Федерации (должность вводится региональным законом или постановлением губернатора). Мне известно о четырех муниципальных образованиях, где также есть, согласно решению местного депутатского корпуса, должность детского омбудсмена. Что же касается ситуации с нарушением прав ребенка в Воронеже, то здесь можно выделить (опираясь на опыт работы нашей приемной) несколько групп проблем. Одна из основных - выплата детских пособий: хотя областные власти сообщили, что долги прошлых лет погашены, однако к нам по-прежнему идет поток людей, которые не получили выплаты, поскольку не захотели подписать заявление об отказе от индексации. Достаточно распространено явление, когда алиментщики намеренно занижают свои расходы и тем самым обделяют своего же ребенка. Существуют проблемы жилищного характера: можно привести массу примеров, когда дети живут в плохих условиях, и нет никакой возможности все это изменить. Достаточно часто права детей нарушаются в ходе образовательного процесса. К примеру, не далее как вчера к нам приходили воспитанники одного из воронежских интернатов: они написали жалобу в областное управление образования на директора, который, по их словам, занимается рукоприкладством. Пришел ответ за подписью начальника управления Якова Львовича: мол, директору объявили выговор. Хотя, если директор, не виноват, зачем объявлять выговор? А если виноват - его надо увольнять.

    Поделиться