ФСБ готовит реформу пунктов пропуска через границу

 Ведь сегодня, чтобы пересечь границу, мало услышать слова: "Таможня дает "добро". Надо отстоять еще в хвосте очереди к окошку пограничника. А многим потребуется также получить "добро" ветеринарной, санитарной, миграционной служб. Такой многоступенчатый контроль убивает время и настроение. Но, возможно, очень скоро "добро" потребуется только одно, и сразу от всех.

Пограничная служба ФСБ готовит масштабную реформу всех пунктов пропуска через границу. Цель - упростить, ускорить и объединить все процедуры контроля на границе. Для этого на пограничных переходах будет создаваться система одного окна или одной остановки, если, например, гражданин едет за границу на машине. Как пояснили корреспонденту "РГ", человеку достаточно будет один раз показать документы, а за окошком их посмотрят сразу и пограничники, и таможенники. Причем ждать ответа, как уверяют в ФСБ, долго не придется. Контролеры нажмут пару кнопок, запрос уйдет в единую электронную базу данных, а оттуда мгновенно придет ответ. Быстро, недешево и не-сердито.

Сейчас уточняются все процедуры в пунктах пропуска через границы, вносятся поправки в соответствующие инструкции. На официальном языке это называется "уточнение технологической схемы проведения контрольных мероприятий", звучит, конечно, сухо, но зато обнадеживающе.

А чтобы при этом поблажки для граждан не коснулись нарушителей и не облегчили жизнь контрабандистам, террористам и прочим преступникам, в пунктах пропуска через границу внедряются новейшие технические средства, за которые и в двадцать первом веке не стыдно. Например, как рассказали в погранслужбе, сейчас ведутся работы по созданию общегосударственной автоматизированной системы контроля машиночитаемых паспортно-визовых документов. То есть везде, где есть ворота через границу, будь то хоть на Чукотке, хоть в оренбуржской степи, будет стоять такой аппарат, к которому достаточно приложить паспорт, и все станет известно. С точки зрения гражданина, это удобно тем, что не надо долго ждать, пока пограничники и таможенники будут проверять паспорт, условно говоря, на ощупь, что-то записывать, с кем-то созваниваться. Нет, все должно произойти быстро: раз, и готово, проходите, пожалуйста.

А с точки зрения государства это удобно тем, что в любой момент можно будет узнать, кто, где и когда пересек границу или пытается пересечь. Тут открывается масса возможностей для контроля. Гораздо легче найти человека, если он, скажем, в розыске или скрывается от алиментов, или просто является нежелательным гостем.

В Пограничной службе уверены, что все новации кардинально изменят облик границы в лучшую сторону. Ведь почему сегодня часто приходится долго ждать? Потому что до сих пор контрольные органы в пунктах пропуска работали (и пока продолжают работать) по старым схемам. Причем контрольные органы - это не только пограничники и таможня. В настоящее время в пунктах пропуска проверяют граждан инспекторы сразу шести федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих семь видов контроля.

Кроме того, там же где-то стоят у калитки и сотрудники других ведомств, которые хоть сами и не вправе давать "добро", но и для них находится какая-та работа с полномочиями. Навести порядок в этой сфере пытались еще в середине девяностых годов, тогда руководство Пограничной службы не раз заявляло, что на границе должен быть только один хозяин. Однако тогда не получилось.

Сегодня за реформу Пограничных пропусков взялась государственная пограничная комиссия, и все идет к тому, что хозяев и инспекторов на границе действительно станет меньше.

По крайней мере Федеральная служба безопасности РФ уже договорилась с МВД о передаче пограничной службе функций иммиграционного контроля в пунктах пропуска. А все данные пограничники будут сообщать уже в Федеральную миграционную службу. Кроме того, сейчас готовятся документы о передаче таможенным органам отдельных функций санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, фитосанитарного надзора и транспортного контроля. Естественно, подменять других инспекторов таможенники будут только на границе. А граждане подмены не заметят, ну, может, только удивятся, что очереди рассеялись и инспекторов стало меньше.

Примером пункта пропуска нового типа может служить международный автомобильный пункт пропуска "Светогорск" в Ленинградской области на границе с Финляндией. Он был открыт три года назад и обустроен по последнему слову техники. Инспектора там работают круглосуточно, но грубого слова от них не услышишь, как уверяют руководители погранслужбы и не опровергают автомобилисты. Очередей там практически нет. Пограничники за одну смену оформляют на пересечение Государственной границы в среднем около 2,5 тысячи человек, а машин - порядка полутора тысяч. В праздники, естественно, больше. Для грузовиков построен специальный терминал.

В пункте пропуска установлена система "Янтарь-1А", которая выявляет радиоактивные и ядерные материалы, при этом сильно никого не задерживая. Правда, сами пограничники сетуют на то, что у них на некоторых компьютерах стоят программы, которые устарели на пару лет. А финские коллеги, к слову, каждый год обновляют все программы на своих компьютерах. Так что, нет предела совершенству.

Реформа всей системы пунктов пропуска предполагает полную перестройку: сокращение экономически нецелесообразных, перенос удаленных пунктов пропуска непосредственно к границе, а также их техническое оснащение. Предполагается строительство 149 новых и реконструкция 37 существующих автомобильных пунктов пропуска, в которых государственный контроль будет организован уже по новой схеме.

прямая речь

Владимир Проничев,
РУКОВОДИТЕЛЬ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ ФСБ РФ:

- Главное в совершенствовании системы пропуска через Государственную границу мы видим в том, чтобы создать цивилизованные, максимально благоприятные условия для законного пересечения границы. Въезд (выезд) в нашу страну иностранных и российских граждан не должен омрачаться часовыми стояниями в очередях в пунктах пропуска и унылой картиной их необустроенности.

В ходе работы Государственной пограничной комиссии выработаны основные направления совершенствования системы пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Это прежде всего устранение дублирующих функций и сокращение количества контрольных органов; оптимизация системы пунктов пропуска, в том числе сокращение экономически нецелесообразных пунктов пропуска, перенос удаленных пунктов пропуска непосредственно к границе, а также их техническое оснащение и определение единой структуры по строительству, содержанию, финансированию, обустройству и развитию пунктов пропуска.

Досье "РГ"

В России установлено 442 пункта пропуска через Государственную границу. Из них автомобильных - 191, железнодорожных - 59, воздушных - 84, морских (речных) - 106, пешеходных - 2. Около 65 процентов имеющихся пунктов пропуска не обустроено. Более ста работают по временной схеме. В качестве служебных помещений нередко используются строительные вагончики и бытовки. Около 50 пунктов пропуска удалены от границы на расстояние от 10 до 70 километров. Все они будут переноситься поближе.