Российская газета | Вопреки прогнозам израильских и палестинских политологов, вы всегда говорили, что на выборах в законодательное собрание Палестинской автономии (ПНА) ХАМАС одержит победу. На чем основывалась ваша уверенность?
Ахмед Бакаи | Во-первых, это всеобщая коррумпированность чиновников от партии ФАТХ. Высокопоставленные партийные функционеры шиковали в ресторанах, строили виллы, разъезжали на "Мерседесах", в то время как положение большинства палестинцев становилось совершенно невыносимым. Многие семьи попросту нищенствовали. Во-вторых, палестинская проблема не решалась в принципе. Народ не видел продвижения на переговорах с Израилем. А уход израильтян из Газы хамасовцы приписали в заслугу себе. Поэтому многие палестинцы решили, что террором можно добиться больших результатов, чем с помощью диалога.
В-третьих, отчасти в сложившейся ситуации виноваты американцы. Ведь глава Палестины Махмуд Аббас вполне мог просто отстранить ХАМАС от выборов. Но что сделали американцы в лице своего госсекретаря Кондолизы Райс? Они потребовали включить все палестинские партии и движения в избирательные списки.
Неужели за океаном не понимали, что хамасовцы воспользуются инструментом демократии, чтобы захватить власть.
РГ | На ваш взгляд, руководство ФАТХа создаст правительственную коалицию с ХАМАСом?
Бакаи | Следует не забывать, что по нашему законодательству Аббас не ограничен во времени, которое отводится победившей партии на создание правительства. Не исключено, что указ о создании нового кабинета будет подписан после того, как станут известны результаты парламентских выборов в Израиле 28 марта. Кроме того, Аббас рассчитывает дождаться результатов переговоров лидеров ХАМАСа в Москве.
РГ | Почему в ХАМАСе приняли приглашение президента России Владимира Путина приехать в Россию?
Бакаи | С одной стороны, лидеры этого движения восприняли это приглашение как прорыв дипломатической блокады со стороны западных стран, которые объявили ХАМАС террористической организацией. В то же время хамасовские руководители были удивлены: ведь они открыто поддерживают чеченских боевиков. Кстати, ХАМАС выступает за создание халифата - государства, в состав которого войдет не только Испания, но и Северный Кавказ, а также Татария и Башкирия. И отказаться от этих программных целей хамасовцы не собираются.
РГ | Как вы считаете, согласится ли ХАМАС признать Израиль?
Бакаи | ХАМАС не станет превращаться во второй ФАТХ. Хамасовские лидеры потратили немало сил и пролили море крови, чтобы не только палестинцы, но и весь арабский мир воспринимал их как "самых непримиримых", "самых решительных" борцов против Израиля. Стоит хамасовцам отказаться от террора или "сбавить обороты ненависти", как их место займут дышащие им в затылок "Исламский джихад" и "Комитеты народного сопротивления".
РГ | Израильские власти активно сотрудничали с администрацией Махмуда Аббаса. На ваш взгляд, пойдут ли израильтяне на такое же сотрудничество с ХАМАСом?
Бакаи | Израильтяне сотрудничали с хамасовцами даже тогда, когда те не были у власти. На региональном уровне от подобного сотрудничества невозможно отказаться. Поскольку ХАМАС - это не только военно-политическая, но и разветвленная хозяйственная структура. Так что прав, наверное, лидер израильской партии "Демократический выбор" Роман Бронфман, который считает приглашение хамасовского руководства в Москву "полезной инициативой". В ходе московских переговоров ХАМАС будет вынужден еще раз четко выразить свою позицию не только по отношению к Израилю, но и к проблеме ближневосточного урегулирования в целом, а также к ФАТХу.