В ближайшее время специалисты МЧС проведут экспертизу, которая определит состояние здания издательства "Пресса", сгоревшего в понедельник. Будет определена степень повреждений, причиненных зданию пожаром, а также нарушений прочностных характеристик основных, в том числе несущих, конструкций. Однако уже сегодня эксперты высказывают опасения, что в ближайшее время в связи с низкими температурами может произойти деформация конструкций от замерзания воды, которая использовалась при тушении.
Специально для "РГ" ситуацию прокомментировал внук архитектора Власова (строителя Крымского моста), выпускник МАРХИ, кандидат исторических наук Василий Власов:
- Здание комбината газеты "Правда" было построено в 1929-1935 годах по проекту архитектора Петра (Пантелеймона) Голосова в стиле советского и московского, в частности, конструктивизма. Символом московского конструктивизма является корпус газеты "Известия" на Пушкинской площади, выстроенный в 1925-1927 годах архитектором Бархиным, а отчасти - и главное здание советской эпохи, Мавзолей Ленина.
Этот стиль выражает раннюю идею революции - демократизм и единство трудового человечество, "войну - дворцам и мир - хижинам", принципиальный революционный отказ от исторического наследия (в том числе и архитектурного), нарочитую упрощенность формы и полное отсутствие "буржуазного" декора. Набор новых, "революционных" строительных материалов - железо, металл, стекло, бетон: рационализм, аскетичность, ясность простых и четких линий. Основой здания, его художественного образа стала чистая конструкция: архитектор рационально проектировал здание в зависимости от его функционального назначения, и конструкция лежала в основе оформления облика здания, прежде всего фасада, лишенного декора, - отсюда название стиля. Характерной чертой советского конструктивизма была привязанность к промышленному производству, ритмам пролетарских фабрик и машин, в соответствии с определением пролетариата как "идеологического кормчего своей архитектуры".
Здание на улице Правды, лаконичное по архитектуре, построено на сочетании огромного и высокого прямоугольного блока 7-этажного редакционно-издательского корпуса и пониженного производственного. Используя металлические и железобетонные конструкции в сочетании с обширными застекленными плоскостями, Голосов создал функциональное и выразительное по облику здание. Характерные для конструктивизма горизонтали подчеркнуты с помощью выразительных угловых балконов.
В настоящий момент этому дому, как крупному памятнику архитектуры, нанесен значительный, скорее всего непоправимый ущерб. Здание представляет собой сейчас фактически брусок льда. Вода, замерзая и расширяясь, "расперла" все конструкции, нарушила связи. Когда же температура поднимется и лед растает, есть риск, что дом просто "сложится", обрушится внутрь себя. Но даже если этого не случится, речь пойдет, на мой взгляд, не о реставрации, а о воссоздании заново - так, как это было с храмом Христа Спасителя.